Я знаю, что идет предварительная экспертиза ситуации в Афганистане. Будут ли выдвинуты обвинения против сил международной коалиции?
Джеймс Стюард: На стадии предварительной экспертизы мы не можем говорить о том, кто будет обвинен. На этой стадии мы вообще не можем много говорить о деле. Объявляя предварительную экспертизу, мы лишь даем понять, что следим за этим делом. Но и вы должны учитывать, что расследования любят тишину.
Почему прокуроры пока не инкриминировали никаких преступлений гражданам западных стран?
Джеймс Стюард: Прокурор обязательно даст ход любому делу, где доказательства будут указывать на конкретных преступников. В истории МУС обвинения действительно предъявлялись только африканцам. Но ведь самая многочисленная группа в Ассамблее стран-участниц - африканская. Африканские страны активно пользуются этим судом, и я очень этому рад. Однако это не означает, что если раньше суд выносил решения только по африканцам, другие континенты остаются без нашего внимания.
Как идет экспертиза ситуации в Мали?
Джеймс Стюард: Она продвигается. Как вы знаете, правительство Мали само обратилось в МУС. Предварительная экспертиза показала, что там были совершены серьезные преступления, включая убийства, пытки, изнасилования и намеренное разрушение культурных объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Прокурор смогла открыть расследование, в фокус которого попадут события в северной части Мали.
Сейчас также идет предварительная экспертиза ситуации между двумя Кореями. Но как вы можете изучать ситуацию, где одна сторона не сотрудничает с судом?
Джеймс Стюард: Это трудно. Но Южная Корея - страна-участница МУС. А если преступления были совершены на территории страны-участницы, это подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда. Средства по расследованию преступлений, где государство не сотрудничает с МУС, есть. Но пока что мы на самой предварительной стадии.
Вы когда-нибудь чувствовали давление со стороны каких-то внешних сил?
Джеймс Стюард: Нет. Я говорю это честно. Суд создан для поиска правды. И эта правда должна покоиться на неопровержимых доказательствах. Если вы берете в расчет политические соображения, это может омрачить вашу работу.
Есть ли программа по охране прокуроров?
Джеймс Стюард: Надеюсь появится (смеется). Но мы и сами должны быть очень осторожны.