Главный конкурс каннского фестиваля открыл фильм Франсуа Озона

С погодой Канну не повезло. После экстремально жаркой Москвы в это трудно поверить, но на юге Франции аномальные ненастья. Вот только проглянуло солнце, как тут же налетели тучи, подул холодный ветер и посыпался дождь, загоняемый морским ветром под зонты - некуда от него спрятаться.

Дамы и месье, шлепая штиблетами по лужам и пряча под зонтами прокатные смокинги, спешат к фестивальному дворцу. Звездам чуть лучше: их привозят в черных лимузинах с лавровой веткой на борту, их встречают спецлюди с зонтами, но ветер сдувает улыбки, хотя актрисы изо всех сил стараются сверкать. Прославленный каннский гламур подмочен, торжество открытия фестиваля казалось скомканным. И зевак было меньше, чем обычно. Но все равно встретили дружным ревом героев первого дня - звезд фильма "Великий Гэтсби" Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуайра и Кэри Маллиган, а также Николь Кидман, Синди Крауфорд, Джулианну Мур, Людивин Санье, Мишеля Пикколи, Аньес Варда, директора Венецианской Мостры Альберто Берберу и отмеченную журналами нашу Катю Мцитуридзе, главу Роскино. На промокшей красной дорожке резвились танцовщицы "ревущих 20-х". В зале 3D-очки забавно гармонировали с черными бабочками и смокингами. Вечер вела элегичная Одри Тату.

Днем члены жюри повидались с прессой. Задачи, стоящие перед рефери, президент жюри Стивен Спилберг объяснил просто:

- Ведь мы с вами и так постоянно судим фильмы, которые смотрим в кино. Мы их оцениваем, пытаемся понять, что радикально нового они принесли. Фильмы соревнуются друг с другом в борьбе за внимание публики. Так что фестиваль в этом смысле не исключение. В нашем жюри собрались люди разных национальностей и профессий, но у нас общий язык - страсть к кино.

Появление Спилберга на сцене Фестивального дворца было обставлено с максимальной помпой. Звучала великая музыка Джона Уильямса к его фильмам "Инопланетянин", "Индиана Джонс", "Империя солнца", "Челюсти", "Список Шиндлера"… Прошли кадры картин, которые остались в сердцах поколений и в истории кино. И зал взорвался овациями, когда на сцену вышел их создатель, представивший гостям фестиваля членов звездного жюри.

Чтобы сформировать конкурсные программы, команда отборщиков посмотрела 1858 игровых фильмов и 5053 короткометражек. В число претендентов на призы попали 53 полнометражных картины, из них 20 - в главном конкурсе, 18 - в "Особом взгляде", 15 картин - вне конкурса. Кроме того, за каннские призы будут соревноваться 9 короткометражных фильмов и 18 студенческих картин в программе Cinefondaction.

Доминируют фильмы из США и Франции. Главные каннские фавориты и смутьяны, как мы отмечали, на этот раз отсутствуют, зато обильно представлена обойма завсегдатаев-середнячков: Деплешен, Соррентино, Кешиш, Фархади, Бруни-Тедески. Как всегда, залп натурализма ожидается с яростного Востока: здесь Такаси Миике с фильмом о заказном убийце "Соломенный щит", Цзя Джанкэ с четырьмя новеллами о китайской коррупции в "Прикосновении греха" и, возможно, Хирокадзу Корэ-эда с драмой "Похожий на отца, похожий на сына" о папе, который пытается установить свое отцовство. Некоторую сенсационность обеспечит драма Стивена Содерберга "За канделябрами" об отношениях знаменитого шоумена Либераче с его любовником Скоттом Торсоном. В этих ролях вернувшийся после лечения рака горла Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон. Картину ожидают трудности в прокате, и уже поэтому у жюри будет соблазн ее поддержать.

Массовый уход в тень режиссеров, которые поставляли главные сенсации Каннского фестиваля, говорит о том, что мировое кино вступило в период очередной стагнации: все бунтари уже все сказали, новые, столь же революционные, пока не появились, их не могут разглядеть на горизонте даже многоопытные отборщики Канна.

Примерно так же обстоят дела и с российским участием в фестивале. Политических причин интересоваться Россией сейчас нет, немногие из наших режиссеров - любимцев Канна уровня Андрея Звягинцева или Александра Сокурова - пока не могут предъявить новых фильмов, открытия недавних лет типа Гай-Германики из фестивальной обоймы вылетели. К тому же нашим экспертам-советчикам удалось сформировать представление о новом российском кино как о чернушном и "разоблачительном", но образцово-показательное нытье не может долго удерживать внимание публики: кино движется конструктивом, и спрос по-прежнему на фильмы не ноющие, а умные. Не согласный с ситуацией в кино Сокуров, судя по всему, на следующем фестивале представит картину уже от Германии. По сообщению журнала Screen, он с берлинской компанией Films Boutique запускает фильм "Франкофония - Лувр во времена немецкой оккупации". В какой-то степени картина станет развитием идеи его фильма "Русский ковчег", снятого в залах Эрмитажа. Теперь настала очередь Лувра. Оператором фильма снова станет француз Бруно Дельбоннель, снимавший "Фауста".

В афишу "Специальных показов" включена комедия Таисии Игуменцевой "Отдать концы". В прошлом году жюри программы Сinefondacion, плененное матерным поколенческим бунтом в ее короткометражке "Дорога на...", увенчало картину призом и наделило автора правом показать свой полнометражный дебют на очередном фестивале. Идея дебюта, похоже, навеяна "Меланхолией" фон Триера: речь идет о деревенских катаклизмах в преддверии конца света, правда, комических. Размещенный в Интернете тизер внушает надежды: он, как минимум, остроумен.

Перспективы, обрисованные на открытии Российского павильона в четверг, заставляют думать о том, что у нас грядет либо "новая волна", либо грозит повториться казус 90-х, когда кино стали снимать все, кому удалось добыть денег. Среди авторов новых проектов знакомых имен единицы, остальные - новобранцы. Нас ждут "Иван Поддубный" Глеба Орлова, "Рудольф Нуреев. Начало" Евгении Тирдатовой, "Флорист" Марии Саакян, "Собачий рай" Анны Чернаковой, "Невидимки" Сергея Комарова, "Однажды" Рената Давлетьярова, "Около футбола" Антона Борматова, "Интимные места" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, "Флипаут" Петра Буслова, "Живая вода" Юрия Быкова, "Буй" Таисии Игуменцевой и еще с десяток названий пока не известных авторов. Последние двое показывают свои картины здесь в Канне, но уже запускаются с новыми работами - "волна" набирает энергию, ее мощь и смысл мы оценим через год.

Российский павильон открыли директор департамента кинематографии и модернизационных программ министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов и гендиректор Роскино Екатерина Мцитуридзе. Собравшимся сообщили о программе, которая ждет посетителей павильона, презентовали справочник российского кинобизнеса КиноBook-2012. Будут представлены международные фестивали, проходящие в России: Московский, "2 in 1" (Москва) и "В кругу семьи" (Екатеринбург), а также российские фильмы - участники конкурсных программ "Неделя критики" ("Майор") и Cinefondacion ("Норма жизни").

В четверг главный конкурс фестиваля открыл фильм Франсуа Озона, названный по имени американского мюзиклового шлягера "Young & Beautiful" - "Молода и красива". Жанр картины режиссер определяет как "портрет семнадцатилетней в четырех временах года и четырех песнях". На пресс-конференции Озон признался, что ему надоело работать с актерами старших поколений, и он решил вернуться к проблемам юности, тревожной поры созревания.

С возрастом Озон обретает отцовско-снисходительный взгляд на большие и малые слабости опасного возраста: героиня испытывает первые сексуальные опыты, пробуя все - от предчувствия любви до проституции, на глазах взрослеет и становится циничней. Женщины много старше ее - мать, вдова умершего на любовном ложе клиента (короткая, но емкая роль Шарлотты Рэмплинг) - с сочувствием наблюдают этот вечно повторяющийся круг рискового старта жизни. Похожая на юную Николь Кидман Марина Якт обещает стать новой суперзвездой. "В кино слишком часто идеализируют процесс созревания, - говорит Озон. - Для меня это был весьма болезненный период, и я не склонен ностальгировать по юности".