Новости

16.05.2013 00:55
Рубрика: Экономика

Газом не моргнув

"Голубое топливо" заставит бензин подешеветь
Массовый переход общественного и личного транспорта на газ станет главным сдерживающим фактором роста цен на бензин, убеждены эксперты "РГ".

Эти планы вполне осуществимы, считают они. Однако на газ будут переходить скорее организации, чем частные автовладельцы, несмотря на предложения снизить транспортный налог и ввести программы субсидирования.

Около 90 миллиардов рублей в год могут экономить на транспорте и в сельском хозяйстве за счет внедрения газомоторного топлива, сообщил председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков во вторник на совещании у президента по использованию газомоторного топлива. Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение по разработке мер господдержки газомоторной отрасли.

Без активной поддержки государства и заинтересованной компании осуществить "газовую революцию" невозможно, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Вниманием к газомоторному транспорту власти наконец решают проблему из серии "курица или яйцо: что появится раньше" - сеть газозаправочных станций или автомобили с газобаллонным оборудованием (ГБО), рассуждает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. "На совещании у президента речь шла о метане. Заправок с пропан-бутаном в стране побольше. Но все равно недостаточно для того, чтобы газомоторный транспорт в стране развивался", - указывает он. Разорвав замкнутый круг, то есть организовав сеть АГЗС, можно быстро нарастить для них клиентуру, уверен он. Строительство тормозят неоправданные требования к газозаправкам, и новая нормативная база быстро изменит ситуацию. "Российские производители автомобилей готовы к "газовой революции", практически у всех есть такие разработки", - убежден он.

Перевод на метан 200 тысяч автобусов увеличит потребление этого вида топлива на миллиард кубометров, подсчитал финансовый аналитик Николай Подлевских. Говорить о конкуренции газа с бензином можно, начиная с 10 миллиардов кубов в год, но создание инфраструктуры может положить начало росту спроса.

Распоряжение правительства предусматривает создание программ субсидирования перехода общественного транспорта и сельхозтехники на газ. В качестве возможных мер для рядовых автовладельцев называется обнуление транспортного налога. Эта мера не всеми экспертами оценивается как значимая. "Не думаю, что транспортный налог сильно повлияет на принятие решений владельцами. Но и бюджеты регионов не понесут большие потери", - считает директор Центра исследований региональных реформ Александр Дерюгин.

Пока ассортимент новых легковых автомобилей с заводским ГБО не так уж и велик, поэтому речь может идти скорее об установке баллонов на подержанные машины. Автоэксперты, опрошенные "РГ", сходятся во мнении, что эта модернизация окупается при годовом пробеге от 15-20 тысяч километров и расходе бензина в 15-20 литров на 100 километров пути. При этом автомобиль становится тяжелее за счет дополнительного баллона, поэтому каждый водитель будет решать для себя, что ему важнее - место в багажнике или экономия.

Российские водители - полярная публика, напоминает Блинкин. "Это знаем по цене парковок и платных дорог. Для некоторых и 200 рублей играют большую роль". При этом отмена транспортного налога, который для мощных автомобилей довольно велик, вряд ли подтолкнет их владельцев к переводу престижных седанов и внедорожников на газ. Во-первых, это вопрос имиджа. Во-вторых, выигрыш от перехода на газ важен для скромных автовладельцев, утверждает автоэксперт. В секторе перевозок переход на газ зачастую возможен лишь на муниципальных предприятиях в крупных городах с хорошими бюджетами, продолжает он. Многие частные автотранспортные предприятия, имея регулируемый тариф, просто не найдут для этого инвестиций. А в ряде регионов это невозможно и в силу географических обстоятельств, допускает исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Евгений Пронин: "Там просто нет магистрального газа, но возможно снабжение пропан-бутаном за счет СПГ". Но важно не только создавать условия для ввоза оборудования для развития сетей АГЗС. "Надо создавать и свою промышленную базу по всей гамме оборудования - топливо, прессы, автомобили. 1000 авто на газе создадут 100 рабочих мест в России", - заключает он.

А как у них

В Австралии, Великобритании, Канаде, Малайзии и Японии есть гранты на ГБО и покупку машин, работающих на газе. В Италии, Чили и Китае газомобили могут заезжать в природоохранные зоны. Во Франции, Италии и Иране предприятия, использующие газ, имеют преимущество на получение муниципального заказа. В США обязательно приобретение бюджетными организациями газобаллонных автомобилей при обновлении автопарка. В Чехии отменен налог для автотранспорта, работающего на метане.

Экономика Отрасли Нефть и газ