Эти планы вполне осуществимы, считают они. Однако на газ будут переходить скорее организации, чем частные автовладельцы, несмотря на предложения снизить транспортный налог и ввести программы субсидирования.
Около 90 миллиардов рублей в год могут экономить на транспорте и в сельском хозяйстве за счет внедрения газомоторного топлива, сообщил председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков во вторник на совещании у президента по использованию газомоторного топлива. Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение по разработке мер господдержки газомоторной отрасли.
Без активной поддержки государства и заинтересованной компании осуществить "газовую революцию" невозможно, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Вниманием к газомоторному транспорту власти наконец решают проблему из серии "курица или яйцо: что появится раньше" - сеть газозаправочных станций или автомобили с газобаллонным оборудованием (ГБО), рассуждает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. "На совещании у президента речь шла о метане. Заправок с пропан-бутаном в стране побольше. Но все равно недостаточно для того, чтобы газомоторный транспорт в стране развивался", - указывает он. Разорвав замкнутый круг, то есть организовав сеть АГЗС, можно быстро нарастить для них клиентуру, уверен он. Строительство тормозят неоправданные требования к газозаправкам, и новая нормативная база быстро изменит ситуацию. "Российские производители автомобилей готовы к "газовой революции", практически у всех есть такие разработки", - убежден он.
Перевод на метан 200 тысяч автобусов увеличит потребление этого вида топлива на миллиард кубометров, подсчитал финансовый аналитик Николай Подлевских. Говорить о конкуренции газа с бензином можно, начиная с 10 миллиардов кубов в год, но создание инфраструктуры может положить начало росту спроса.
Распоряжение правительства предусматривает создание программ субсидирования перехода общественного транспорта и сельхозтехники на газ. В качестве возможных мер для рядовых автовладельцев называется обнуление транспортного налога. Эта мера не всеми экспертами оценивается как значимая. "Не думаю, что транспортный налог сильно повлияет на принятие решений владельцами. Но и бюджеты регионов не понесут большие потери", - считает директор Центра исследований региональных реформ Александр Дерюгин.
Пока ассортимент новых легковых автомобилей с заводским ГБО не так уж и велик, поэтому речь может идти скорее об установке баллонов на подержанные машины. Автоэксперты, опрошенные "РГ", сходятся во мнении, что эта модернизация окупается при годовом пробеге от 15-20 тысяч километров и расходе бензина в 15-20 литров на 100 километров пути. При этом автомобиль становится тяжелее за счет дополнительного баллона, поэтому каждый водитель будет решать для себя, что ему важнее - место в багажнике или экономия.
Российские водители - полярная публика, напоминает Блинкин. "Это знаем по цене парковок и платных дорог. Для некоторых и 200 рублей играют большую роль". При этом отмена транспортного налога, который для мощных автомобилей довольно велик, вряд ли подтолкнет их владельцев к переводу престижных седанов и внедорожников на газ. Во-первых, это вопрос имиджа. Во-вторых, выигрыш от перехода на газ важен для скромных автовладельцев, утверждает автоэксперт. В секторе перевозок переход на газ зачастую возможен лишь на муниципальных предприятиях в крупных городах с хорошими бюджетами, продолжает он. Многие частные автотранспортные предприятия, имея регулируемый тариф, просто не найдут для этого инвестиций. А в ряде регионов это невозможно и в силу географических обстоятельств, допускает исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Евгений Пронин: "Там просто нет магистрального газа, но возможно снабжение пропан-бутаном за счет СПГ". Но важно не только создавать условия для ввоза оборудования для развития сетей АГЗС. "Надо создавать и свою промышленную базу по всей гамме оборудования - топливо, прессы, автомобили. 1000 авто на газе создадут 100 рабочих мест в России", - заключает он.
В Австралии, Великобритании, Канаде, Малайзии и Японии есть гранты на ГБО и покупку машин, работающих на газе. В Италии, Чили и Китае газомобили могут заезжать в природоохранные зоны. Во Франции, Италии и Иране предприятия, использующие газ, имеют преимущество на получение муниципального заказа. В США обязательно приобретение бюджетными организациями газобаллонных автомобилей при обновлении автопарка. В Чехии отменен налог для автотранспорта, работающего на метане.