15.05.2013 23:52
    Поделиться

    Депутаты обсудили проблемы НКО

    Иностранных агентов в России нет. Но все-таки они есть.

    Вот такой детективный парадокс обнаружился вчера на заседании "круглого стола" в Госдуме. К очередному шпионскому скандалу он не имеет никакого отношения. Дискуссия была посвящена проблемам правового регулирования некоммерческих организаций, финансируемых из зарубежных источников. Еще в прошлом году для таких НКО вышел вызвавший большой общественный резонанс у нас и за рубежом закон. Он требует, чтобы НКО, живущие на иностранные деньги и занимающиеся в России политической деятельностью, регистрировались как иностранные агенты.

    Но в специальном реестре Минюста России пока ни одной НКО. Хотя, по информации замдиректора департамента по делам некоммерческих организаций этого ведомства Татьяны Вагиной, с момента вступления закона в силу в ноябре 2012 года 10 тысяч раз разным НКО поступали средства из иностранных источников. Каждое финансовое поступление - не менее 200 тысяч рублей. Конечно же, далеко не все эти организации занимаются в России политической деятельностью.

    На сегодняшний день, по словам Вагиной, в судебном порядке признаки политической деятельности подтверждены только у ассоциации "Голос", которая категорически отказывается "записываться" в иностранные агенты. Как, впрочем, и другие организации, получающие матпомощь из-за границы и не чуждые политике. И это возмущает думцев. "Некоторые НКО заявляют о том, что будут саботировать закон, - заметил председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. - Но мы живем в правовом государстве, и неприятие или несогласие с действующими нормами права не освобождает от ответственности за их неисполнение". "Если такой закон был принят в России, значит, каждый гражданин России должен его соблюдать", - поддержал российского депутата председатель комитета по международным делам парламента Фландрии (Бельгия) Франк Клейелман. "Российское правительство и граждане имеют право знать, откуда подобные организации получают финансирование", - согласился с коллегой французский депутат Европарламента Бруно Гольниш.

    Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк уточнил, что из всех НКО, зарегистрированных в России, "только порядка десяти процентов имеют отношение к политической деятельности". Правда, эти данные, вероятно, неполные. Поэтому "одна из целей проверок, которые сейчас проходят, - достоверно установить, какие из организаций занимаются политической деятельностью, а какие не занимаются". Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов полагает, что на Западе слишком преувеличивают масштаб этих проверок. "Сегодня в минюсте зарегистрировано 224 тысячи 178 общественных организаций, проверили правоохранительные органы меньше одной тысячи организаций - это 0,5% от всех организаций, а привлекли к административной ответственности 0,01%", - сообщил Борисов.

    Члену Общественной палаты РФ Дарье Милославской кажется слишком расплывчатым понятие "политической деятельности" - по таким признакам можно и общество по защите птиц считать иностранным агентом. К тому же ей не нравится сам термин "иностранный агент" - он несет отрицательную оценку. Однако, по мнению председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексея Митрофанова, этот термин - "проблема поколенческая". Те, кто жил в сталинские времена, считают, что слово "агент" может "поломать их репутацию, но для молодежи это вполне нейтральное слово". "Закон об НКО, финансируемых из зарубежных источников защищает суверенитет страны", - заявил депутат Михаил Маркелов, заметив, что этот закон очень либеральный и "может послужить примером для других стран".

    Поделиться