16.05.2013 08:22
    Поделиться

    Тюменские села будут развивать с помощью известных брендов

    Эксперты называют Тюменскую область одной из самых продвинутых в области франчайзинга. Сегодня в регионе работают уже около 200 франшиз - известных европейских и федеральных брендов. Более того, тюменцы создали восемь собственных франшиз - в сферах здравоохранения, общепита, IT - и сейчас пытаются продвигать их в другие регионы. Так, рожденный в Тюмени мебельный бренд прописался уже в 23 российских и пяти казахстанских городах. Почти два десятка франшиз продала и одна из ведущих риелторских компаний региона.

    Такая форма отношений, когда одна сторона передает другой за плату право на использование бренда и проверенную годами реально работающую бизнес-модель, становится все популярнее. Еще три-четыре года назад многие местные предприниматели понятия не имели о франчайзинге, сегодня же, по мнению аналитиков, приобретение "упакованного" бизнеса может дать толчок росту всей экономики региона.

    Бизнес по франчайзингу - это в первую очередь снижение предпринимательских рисков, убежден руководитель областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрей Пантелеев. В качестве аргумента областной чиновник приводит следующие цифры: в среднем в России "выживают" лишь 14 процентов запускаемых бизнес-проектов, остальные 86 терпят крах. В сфере же франчайзинга картина кардинально противоположная: успешными оказываются почти 80 процентов проектов. Организация бизнеса на основе уже известного бренда автоматически обеспечивает покупательский поток. Выгоден для области франчайзинг и с другой позиции, добавляет руководитель управления: в случае, когда федеральные компании открывают в регионе свои филиалы, они, безусловно, создают рабочие места, платят налоги, но основная прибыль идет в федеральный центр, тогда как при открытии бизнеса по франшизе все деньги остаются внутри области.

    Поэтому региональные власти стремятся создать условия для того, чтобы это направление развивалось даже в сельских районах. В приходе сильных брендов нуждаются несколько отраслей: торговля, общепит, сфера бытовых услуг, а также находящийся в плачевном состоянии придорожный сервис, за реанимацию которого взялись совсем недавно. Организация брендового бизнеса, надеются чиновники, не только обеспечит жителей отдаленных территорий современными и качественными услугами и товарами, но и увеличит налогооблагаемую базу, и, что не менее важно, создаст здоровую конкуренцию - заставит подтянуться тех, кто пока работает по старинке.

    Интересно, что ставку делают на развитие региональных франшиз. Федеральные франчайзеры очень интересны региону, но они охотно идут в крупные города, а муниципалитеты с населением 10-20 тысяч человек им неинтересны, поясняет Андрей Пантелеев. Первый опыт продаж региональных франшиз предпринимателям сельских территорий в Тюменской области уже есть. Одна из местных компаний, занимающихся поставками компьютерной техники, таким образом продвинулась уже в полтора десятка муниципальных образований. Правда, она, что называется, попала в струю: как раз в это время в регионе стартовала губернаторская программа повышения компьютерной грамотности населения "Расширяя горизонты". Открытые по франшизе торговые точки как раз и организовали для селян продажу недорогих, так называемых социальных, компьютеров.

    Увы, пожалуй, это пока единственный удачный пример. Продвигать свои франшизы в малые города и районы юга области сейчас пытаются сразу несколько держателей раскрученных региональных брендов, но найти партнеров в муниципалитетах им пока не удается. Так руководитель известного в Тюмени детского развивающего центра Марина Бакулина, тоже недавно оформившая свой бизнес как франшизу, на прошедшем в Тюмени всероссийском специализированном форуме призналась, что платные образовательные услуги, даже под уже раскрученным именем, на сельских территориях пока не востребованы. Одна из главных причин - низкая покупательская способность населения. При открытии детского центра в одном из муниципальных образований юга области пришлось снизить цены на услуги в два раза, при этом понеся практически те же затраты, что и при открытии аналогичного центра в Тюмени. Столкнулись и с проблемой дефицита кадров: логопедов пришлось доставлять на занятия из областного центра. Свою лепту внес и менталитет сельских жителей, которые по-прежнему твердо убеждены, что медицинские и образовательные услуги должны быть только бесплатными. В итоге центр проработал год и закрылся.

    Предприятиям, открытым по франшизе в муниципальных образованиях, крайне необходима поддержка местных властей - хотя бы до того момента, пока созданный бизнес не начнет приносить прибыль, считает Марина Бакулина. В том, что без поддержки властей в провинции никакого франчайзинга не будет, убежден и управляющий раскрученной сети фитнес-центров в Тюмени Алексей Карандаев. Он уже почти год пытается продвинуть в муниципальные образования свою концепцию спортивных клубов и убежден, что систему франчайзинга следует использовать не только при открытии чего-то нового, но еще и как обертку для уже существующего, но малоэффективного бизнеса.

    - Мы не планируем строить новые залы, а хотим помочь эффективно использовать уже имеющиеся, сделать так, чтобы люди в них ходили, - поясняет он.

    Впрочем, поддержать предлагаемую Карандаевым и его соратниками концепцию уже готовы в Ялуторовске, где два года назад открылся современный спортивный комплекс. Глава города Игорь Горшков признается, что в утренние часы, кроме него, спортом в зале больше практически никто не занимается. Так что привить населению вкус к физической культуре - не столько коммерческая, сколько социальная задача.

    По мнению главы, надо повысить и качество многих других услуг. В Ялуторовске проживают почти 50 тысяч человек, и каждые выходные ялуторовчане массово едут за товарами и услугами в расположенный в 70 километрах областной центр. А ведь деньги, которые они там тратят, могли бы оставаться в Ялуторовске.

    По мнению исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, муниципалитетам было бы целесообразно создать реестр пустующих рыночных ниш, проанализировать, какие предприятия требуются на каждой из территорий, и найти предпринимателей, желающих работать по франчайзинговым схемам. А для этого в первую очередь следует провести большую работу по информированию о самом инструменте франчайзинга, помочь людям сориентироваться. Несмотря на то, что в сравнении с другими регионами в целом область значительно ушла в данном направлении вперед, для малых городов и сельских территорий такой способ организации бизнеса продолжает оставаться чуждым явлением. Не понимая сути, предприниматели боятся даже подступиться к этому эффективному инструменту.

    Впрочем, как отметил на форуме заместитель председателя региональной Думы, председатель совета муниципальных образований Тюменской области Виктор Рейн, главам сельских территорий уже дано задание до осени подготовить и публично представить свою ресурсную базу.

    - В мою бытность главой Ишима мы составляли подобный реестр. На поддержку предпринимателей из областного бюджета нам тогда выделили 5 миллионов рублей.  Эти деньги позволили привлечь еще 100 миллионов кредитной массы. В результате за год мы увеличили налогооблагаемую базу на 15 процентов, - привел показательный пример вице-спикер.

    При этом Виктор Рейн обратил внимание на то, что множество муниципальных образований региона дотационные, на их территории не развит бизнес. Он выразил от имени совета готовность заключить с Российской ассоциацией франчайзинга соглашение и даже создать специальный орган, который занимался бы развитием данного направления.

    Поделиться