Самолет British Aerospace Jetsystem совершил 800-километровое путешествие из города Уортон в графстве Ланкашир в шотландский Инвернесс. 19-местный бизнес-лайнер с пропеллерными двигателями оснащен системой, обнаруживающей препятствия и уходящей от них. Она постоянно сканирует окружающую воздушную обстановку и в случае ее изменения помогает аппарату выполнить необходимые маневры. Как говорят создатели системы, она намного превосходит автопилоты, используемые в обычных пассажирских самолетах. Перед полетом британское Управление гражданской авиации убедилось, что самолет сможет отправлять понятные пилотам другим воздушных судов сигналы. Это было необходимо, так как полет проходил по местности, не закрытой для других воздушных кораблей.
- В ходе тренировки мы также создавали искусственные препятствия для бортового компьютера. Информация о самых минимальных изменениях в траектории самолета тут же передавалась на станцию управления на земле. Оттуда пилот давал разрешение на смену курса в зависимости от возникших проблем, - рассказал Ламберт Доппин-Хепеншталь, один из руководителей программы в консорциуме ASTRAEA. Организацию создали 7 крупных британских компаний, пожертвовав на внедрение беспилотников во все виды авиации, в том числе и в гражданскую, 62 млн фунтов стерлингов. "Это новая глава в истории авиации", - радуется Доппин-Хепеншталь. Впрочем, назвать полет полностью беспилотным пока нельзя. Взлет, выравнивание и посадку осуществляли два летчика, находившиеся на борту. Специально созданная система и наземная станция управления руководили самолетом лишь в промежутке между этими действиями. Однако ASTRAEA не собирается останавливаться на достигнутом. Во-первых, система обнаружения препятствий еще требует усовершенствования, чтобы полноценно заменить опытного пилота. Например, пока она не может отличить воздушный шар от облака. А во-вторых, идет разработка инфракрасных датчиков, которые помогут избегать жилых районов при приземлении. Кроме того, разработчики надеются создать и более крупный пассажирский беспилотник.
Между тем
Американская компания Terrafugia приступила к разработке автомобиля с вертикальным взлетом. Его планируют оснастить крыльями, системой взлета и посадки и гибридной силовой установкой с возможностью подзарядки от обычной розетки. В воздухе автомобиль, получивший название TF-X, сможет разогнаться до 322 км/ч. Максимальная дальность полета - 800 км. В компании надеются, что смогут воплотить мечту в реальность за 8-12 лет.