В минтруде, я недавно обратила внимание, на каждом этаже, у лифта указатели, продублированные шрифтом Брайля. Звуковое оповещение в лифтах - если еще и не норма, как в Европе, но встречается уже довольно часто. Москву за 3-4 последних года основательно "перестроили" - есть и звуковые переходы на светофорах, и ребристые "сходы" к проезжей части. Как вы оцениваете эти изменения?
Диана Гурцкая: Конечно, положительных моментов становится все больше. Но только программы "Доступная среда" было бы недостаточно. Очень велика роль личности, руководителя - будь то отдельный регион или социальное министерство, отвечающее за всю страну. Здание на Ильинке переоборудовалось по прямому указанию прежнего министра здравоохранения - Татьяны Голиковой. Да, не так много незрячих, которые бывают в этом здании. Но тут важен принцип: министерство социальное - с него и должно начинаться уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Что изменилось в отношении к инвалидам по зрению с советских времен? Знаю, тогда можно было за копейки, а то и бесплатно выписать книги на языке Брайля, детей учили в спецшколах... Сейчас с технической точки зрения для реабилитации незрячих огромные возможности. Они используются?
Гурцкая: Не надо идеализировать то, что было раньше. Да, система адаптации инвалидов была. Общее специальное образование - это очень ценная вещь. Но и тогда, и сейчас далеко не все могли получить работу, состояться в социальном плане.
Вот был советский проект - создание особого городка для незрячих в Калужской области. Но знаете, фактически это - резервация. Это не правильно по сути. И хотя городок этот - поселок Русиново - до сих пор существует, идея-то оказалась несостоятельной - ни работы нормальной у нынешних обитателей, ни возможности реабилитироваться.
Какие самые большие сложности для незрячих сегодня?
Гурцкая: Самая большая проблема - это дети дошкольного возраста. Очень многое зависит от родителей. Многие чрезмерно опекают детей. Когда такой ребенок идет в школу, он порой не умеет самостоятельно одеваться и даже есть, не говоря уже об ориентации в пространстве. С другой стороны, есть такие семьи, где вообще не считают нужным ребенка учить, адаптировать к окружающему миру. Мол, есть пенсия, жить можно. И то, и другое неправильно. Систему обучения надо менять, надо, чтобы с ребенком начинали заниматься специалисты как можно раньше, буквально с пеленок.
Вы считаете, это возможно сделать?
Гурцкая: В крупных городах понятно - тут есть спецшколы. Но во многих регионах до сих пор таких детсадов, школ нет. Сложности с финансированием. Дело даже не в количестве денег, а в принципе - "деньги идут за детьми". Вот и получается, что "своих" детишек в регионе можно устроить в школу, а "чужих", из других регионов, где такой школы нет - могут и не взять.
К примеру, в Архангельской области нет ни одной школы для незрячих. Устроиться в Санкт-Петербург или Вологодскую область - сложно, приходится проходить процедуры согласования между органами образования разных регионов. И тут опять ключевым становится человеческий фактор.
Я знаю, вы беретесь помогать таким ребятишкам.
Гурцкая: Вот история Милана Ульянова, из города Котлас. Незрячий, то есть в любом случае его надо было определить в школу-интернат. Куда? Есть Питер, есть Москва. Ни туда, ни сюда без регистрации не берут. Архангельские власти предложили семье такое решение: жить ребенку в одном интернате в областном центре, а ходить на занятия в школу для слабовидящих. Мальчик музыкальный. Что ж, говорят, можно и музыке учить - в третьем месте. Кто будет малыша водить туда-сюда, в третье место? Бабушка-опекунша, которая остается в Котласе? И не имеет возможности переехать за внуком в Архангельск?
Мы обратились в минобрнауки. "Да, мы все сделаем". "Опускается" распоряжение на низовой уровень - и снова, как в вату, все то же самое. Пришлось обратиться прямиком к Владимиру Путину на встрече. Понятно, вопрос решили за 20 минут. Мальчика отправили в Питер в школу имени Грота - одну из лучших в стране. Но не может же президент решать судьбу каждого ребенка!
Еще хуже - когда за ребенка некому биться. Некому стучаться во все двери. Среди таких детишек много отказников. Очень часто у ребенка не единственная слепота, есть и другие проблемы со здоровьем. Об этом страшно говорить, но часто такие дети обречены на всю жизнь оставаться в четырех стенах.
Таким можно помочь? Как, кстати, дела у Анжелы Колзиной из Кургана, про которую "РГ" рассказывала полгода назад? Девочка, напомним, из "отказных", три года просидела в кроватке в Доме малютки, пока кто-то из журналистов не написал вам в Общественную палату.
Гурцкая: Если захотеть, помочь можно. Важно, чтобы хотели те, кто рядом с ребенком.
Анжела сейчас в Сергиевом Посаде, в знаменитой спецшколе. Мы ее навещаем. Девочка преобразилась: танцует, поет, говорит. Совершенно другой ребенок. У Епифановой Галины Константиновны, легендарного директора - таких историй море. Один мальчик - сын проститутки и жил в притоне, другой был брошен матерью, в интернат попал прямо с улицы.
Ну, да, если бы только таких педагогов, как Епифанова, как те, кто работает в школе Грота в Питере, хватало на всех.
Гурцкая: Может, это пока только мои фантазии, и мечты моих единомышленников. Но нам обязательно нужно менять систему обучения и адаптации. Начинать как можно раньше, со специалистами, индивидуально. А чуть позже многие вещи внедрять и в обычной школе. Это проекты инклюзивного образования. Когда здоровые дети и ребята с ограничениями по здоровью учатся вместе.
Да, это потребует другой подготовки педагогов. Надо учитывать, что произошли огромные изменения - появились совсем иные технические и информационные возможности. Интернет, компьютеры облегчили жизнь не только обычным, но и незрячим людям.
Если мы это сделаем - дети в итоге не будут чувствовать оторванность от сверстников, им просто легче будет взрослеть.
Но, наверно, даже хорошее образование, реабилитация не дают гарантии, что незрячий человек сумеет найти работу?
Гурцкая: Знаете, сейчас происходят все же изменения к лучшему, пока хотя бы на законодательном уровне. Квоты вот недавно решено было увеличить по трудоустройству инвалидов. Но надо добиваться того, чтобы изменился настрой в обществе.
Возьмем развитые страны - да, там другие объемы финансирования, стимуляции и педагогов, и семей. В США на одного незрячего ребенка - 3 педагога. У нас такой ребенок в семье нередко воспринимается как тяжкое наказание. Там - таких родителей уважают, поддерживают, реально помогают и государство, и люди рядом, соседи, например. У нас же львиную долю усилий должен предпринять сам человек, сам преодолевать барьеры - и чиновничьи, и людского равнодушия.
Современная техника помогает обучению. Мы дружим со школой-интернатом для слепых детей города Королева из Подмосковья, там узнали о Денисе Шиповиче. Он закончил Московскую юракадемию им. Кутафина, с красным дипломом. Хороший юрист. Но работу, если честно, мы ему все равно помогали найти. Теперь он дистанционно работает юристом на Кубинской мебельной фабрике.
Оля Запаренчук - тоже умница, закончила психолого-педагогический институт, работает на телефоне доверия. Пока была студенткой, ее руководство ВУЗа демонстрировало как красный флаг собственных достижений. На работу тем не менее не взяли. Мы обратились в департамент соцзащиты Москвы. Сегодня она трудится на телефоне доверия, там просто нашла себя, реально помогает подросткам.
Недавно прошла новость: Сергей Безруков выпустил фильм с тифлокомментированием для незрячих. Общество все же меняется?
Гурцкая: Ну, конечно, важнейшее дело. Ведь жизнь состоит не только из одной работы и преодоления проблем. Нужны и развлечения, и положительные эмоции, и музыка, и радиоспектакли, и фильмы. Сергей и Ирина Безруковы замечательные люди, которые очень увлеклись не на словах, а на деле идеей создавать безбарьерный мир. Безвозмездно предоставили свой фильм, мы нашли специалистов, оплатили создание тифлокомментария. Когда Сергей возглавил Московский областной дом искусств, он сразу договорился с и.о. губернатора Андреем Воробьевым, чтобы не только здание, но и творческие проекты были адаптированы для инвалидов. Уже в сентябре состоится премьера спектакля, сопровождаемого тифлопереводом.
Кстати, адаптация фильмов для незрячих - это не такие уж непомерные траты. От 5 до 10 тыс. долларов по сравнению с 1,5-миллионным бюджетом фильма - это ничто. Мы сейчас предложили сделать обязательным наличие тифлодорожки при получении лицензии на прокат фильма. Это же просто - при озвучании фильма сделать еще один вариант - для незрячих.
Мне всегда везет на хороших людей. В этом начинании нас поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, направила письмо в правительство.
Очень надеемся, что этот вопрос будет решен положительно.
В СССР считалось, что инвалидам по зрению лучше жить в одном месте и экономически и социально. В бывшей деревне Русиново на границе Московской и Калужской областей было создано такое поселение, куда слепые съезжались со всей страны. Вскоре после войны для них построили фабрику, магазины, школу, жилье, реабилитационный центр - все рядом. Люди работали, общались, знакомились, создавали семьи, рожали детей. Экономическое благополучие поддерживали и большие (по сравнению с тогдашней средней зарплатой) пособия, и налоговые послабления для фабрики.
В рыночных условиях проект оказался несостоятельным. Сейчас Русиново - это трехкилометровая улица, формально приписанная к поселку Ермолино, находится поселение примерно в сотне километров от Москвы. Об особом статусе поселка напоминает лишь табличка "Осторожно, слепые" на въезде. Предприятие, которое в советские годы процветало - был госзаказ, сейчас в упадке. Когда-то здесь собирали платы для телевизоров "Рубин". Теперь - выполняют картонные работы. Вместо прежних тысячи с лишним работников незрячих здесь осталось чуть больше 50. Зарплата - 5 тыс. рублей. Потому все, кто может, кто сохранил хотя бы остатки зрения, стремятся ездить на работу в Москву. А это - минимум 3 часа в один конец. Подходы к реабилитации инвалидов сейчас изменились: принцип "локализации" людей с одинаковыми физическими отклонениями заменил принцип инклюзии. Это включение в общество, что не так-то просто выполнить. Но если удается - незрячий живет рядом и общается с обычными людьми.
Кстати
Слепых детей станет больше
С прошлого года в России изменились критерии выхаживания новорожденных - теперь неонатологи спасают младенцев с массой тела выше 500 граммов. Многие из таких детей остаются инвалидами. Тотальная слепота - одно из часто встречающихся последствий. Бывает, что во всем остальном такие дети абсолютно нормальны. Известный певец Стиви Уандер родился недоношенным, слеп от рождения, но это не помешало ему стать музыкантом, которого знают во всем мире.
Значит, надо не только совершенствовать медицинские технологии по выхаживанию таких младенцев, чтобы минимизировать риск возникновения тяжелых расстройств их здоровья. Но и "страховаться", предлагая помощь по реабилитации тем, кому медики помочь не смогут. Государство идет на серьезные расходы, строятся и оснащаются перинатальные центры, закуплено современное оборудование, обучаются врачи. Но надо думать и о том, как будут жить такие дети, взрослея.