94-й закон, по сути, регулирует один этап госзакупок - размещение заказа на торгах. 44-й превращает их в единый технологический цикл, начинающийся с планирования государственных нужд и заканчивающийся оценкой эффективности приобретенных услуг и товаров. Подмосковью перейти с одного закона на другой будет легче, чем другим регионам. Область еще два года назад стала участником пилотного проекта федеральной контрактной системы, перестав планировать от достигнутого, то есть умножать прошлогодние закупки на индексы-дефляторы, актуализируя таким образом цену госнужд. Областные экономисты посчитали эту систему неэффективной и стали планировать закупки за несколько месяцев до формирования бюджета, предварительно подтверждая их целесообразность нормами потребления услуг. Что, собственно, и будет теперь требовать от всех новый федеральный закон.
Но это не значит, что область теперь вообще не столкнется ни с какими проблемами. N44-ФЗ президентом подписан. Но, по оценкам экспертов, чтобы он заработал, необходимо принять более 50 подзаконных актов только на федеральном уровне. И это надо успеть сделать до конца года. "Меня удивляет молчание регионов, мы первые, кто выходит на обсуждение проблем, связанных с федеральной контрактной системой", - говорит председатель думского Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслав Крымов.
Взять хотя бы новые требования к приобретаемым товарам. Допустим, чиновнику на пять лет положены стул и машина. В 44-м законе есть указание на ограничение приобретения товаров с "избыточными потребительскими свойствами". А что это такое? Понятия "предмет роскоши" у нас ни в одном законе нет. Поэтому в госзакупках иной раз и случаются "Мерседесы" по 8 миллионов рублей и стулья из дворца.
Планирование госзакупок тоже дело нелегкое. "Бизнес на ура воспринял положение 44-го ФЗ о том, что все планы закупок должны находиться в открытом доступе, чтобы поставщики могли подготовиться к аукционам, - рассказывает замдиректора департамента экономической безопасности предпринимательства Торгово-промышленной палаты РФ Лидия Никифорова. - Но какого качества это планирование? Разница между тем, что планирует заказчик, и что в итоге приобретает, зачастую доходит до 80%". Многое зависит от составления техзадания заказчиком, но если область ежегодно закупает для госнужд 12 тысяч наименований продукции, а техзадания на нее составляет один уполномоченный орган, они получаются довольно расплывчатами. А поставщики потом обижаются - мол, и требования завышены, и свойства товаров неконкретны. Эффективнее было бы отдать разработку техзаданий поставщику, но опять же - понятия эффективности и результативности госзакупок у нас нет.
Можно дождаться, пока все эти нюансы обозначат в тех самых 50 подзаконных актах. "Но регионы уже сейчас в рамках своих полномочий могут определить первоначальные этапы работы по федеральной контрактной системе, - уверен Вячеслав Крымов. - Сегодня у нас собрались представители 14 регионов ЦФО. И это не последнее обсуждение".