16.05.2013 23:00
    Поделиться

    Константин Цыбко: Государство должно стимулировать развитие зеленой экономики

    Акция "Чистое топливо - чистый город" стартовала в мартовские дни в Челябинске по инициативе Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Экологи надеются на улучшение качества воздуха с повышением требований к моторному топливу. ВООП решило проверить, все ли участники топливного рынка выполняют законодательные нормы.

    Наш собеседник - председатель Центрального совета ВООП Константин Цыбко.

    Константин Валерьевич, почему ВООП уделяет так много внимания экологическим характеристикам автомобильного топлива?

    Константин Цыбко: В этом году Россия совершила важный шаг - перешла на стандарты Евро-3. Наша общественная организация всегда твердо стояла на позиции, что мы должны как можно скорее перенять позитивный европейский опыт в области нормирования экологических характеристик автомобильного топлива. Выхлопные газы - главный негативный экологический фактор в крупных городах. Исследования показывают, что повышение класса используемого топлива на один уровень в течение нескольких лет увеличивает среднюю продолжительность жизни населения в городах на 1 год.

    К сожалению, в России часто бывает так, что важные государственные решения не исполняются, поэтому мы проводим широкий общественный контроль соблюдения экологических норм. У ВООП 57 отделений по стране, что позволяет обеспечить охват многих регионов России. Первые замеры качества топлива проведены в Челябинске.

    Почему выбран именно Челябинск?

    Константин Цыбко: Это мой родной регион, сегодня я представляю его в Совете Федерации. Как говорится, "начни с себя"... А вообще, каких-либо специальных предпочтений не было. Челябинск был выбран как один из городов с не самой благоприятной экологической обстановкой, и только.

    И как вам первые результаты?

    Константин Цыбко: Первой откликнулась на наше предложение компания ЛУКОЙЛ. Результаты проверок приятно удивили - все взятые образцы соответствовали наивысшему из возможных сегодня классов - Евро-5. Меня очень радует, что челябинцы имеют возможность заправляться топливом европейского уровня. АЗС, прошедшим проверку, мы выдали экологические сертификаты ВООП. Как человек, не безразличный к защите природы, рекомендую автомобилистам заправляться на тех станциях, где предлагается топливо наиболее высокого экологического класса.

    Возможно, компания просто хорошо подготовилась к приходу проверяющих?

    Константин Цыбко: Компания лишь дала согласие на взятие проб топлива, при этом не уточнялось ни место, ни время визита проверяющих. Активисты ВООП выбирали АЗС по-своему усмотрению - как в центре города, так и на его окраине.

    Планируется ли проверка сети мелких АЗС, или ВООП ограничится работой с крупными компаниями?

    Константин Цыбко: Мы хотели бы охватить проверками максимальное число автозаправочных станций, как сетевых, так и несетевых. Тем более что претензии по качеству продаваемого топлива часто предъявляются именно к небольшим АЗС. Пока же интерес к акции ВООП проявляют только крупные участники рынка. Недавно мы получили предложение "Татнефти" о сотрудничестве в подобном формате.

    Это хороший знак - если нефтяные компании поддерживают нашу инициативу, значит, они уверены в качестве своей продукции. Параллельно мы запускаем скрытые проверки. Особое внимание будем обращать на те компании, которые проигнорировали наше предложение. Не исключено, что там проверяющих ждут неприятные сюрпризы.

    В течение какого периода времени вы планируете вести контроль экологических характеристик топлива?

    Константин Цыбко: Акция, совпадая с объявленным президентом РФ Годом охраны окружающей среды, продлится весь 2013 год. Возможно, мы пойдем и дальше - в перспективе рассматриваем возможность проведения проверок нефтеперерабатывающих заводов, чтобы узнать, какого качества топливо производится там. Ведь может получиться так, что высококлассное топливо по разным причинам ухудшает свои характеристики по пути к потребителю.

    Будучи общественной организацией, ВООП не может налагать запреты и штрафы на продавцов неэкологичного топлива. Какие меры воздействия есть в вашем арсенале?

    Константин Цыбко: Мы имеем возможность обратиться в контролирующие органы, если установим факт несоответствия продукции заявленным требованиям. Это серьезное нарушение, которое может привести к запрету работы АЗС. Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура, СМИ - это реальные рычаги воздействия. И все они, по мере необходимости, будут задействованы. Не следует считать, что требования экологов носят только рекомендательный характер. В нашей работе есть примеры, когда вначале собственники предприятий с улыбкой воспринимали требования о создании санитарно-защитных зон, установки очистных сооружений, а сейчас активно вкладывают средства в эти проекты. Есть и другие примеры - предприятия, систематически нарушающие природоохранное законодательство, закрываются по решению контролирующих органов.

    Остановка предприятий может замедлить экономический рост...

    Константин Цыбко: Посмотрите на европейский опыт. Германия - исключительно строгая в экологическом отношении страна, но при этом она является локомотивом европейской экономики. Выбросы загрязняющих веществ здесь сведены к минимуму, запрещено создание свалок, все отходы полностью утилизируются. Планомерно повышается энергоэффективность - потребление углеводородов в Германии удалось снизить на 30 процентов за три года. Но при этом промышленное производство растет и немецкие товары конкурентоспособны на мировом рынке. Это достигается за счет повсеместного внедрения самых эффективных технологий. Соблюдение экологических норм - это стимул инноваций, экономического развития, а не сдерживающий фактор.

    В связи с этим как вы относитесь к идее повысить акцизы на топливо высоких экологических классов?

    Константин Цыбко: Решения еще никакого не принято и, надеюсь, принято не будет. С точки зрения здравого смысла, увеличение акцизов на более высокотехнологичные и, главное, более экологически чистые виды топлива выглядит полным абсурдом. Ведь государство должно давать стимулы к производству экологически чистой продукции, а не бороться с производством таковой. Понятен акциз на табак, алкоголь, но зачем повышать акциз на бензин высоких экологических стандартов? Он и так недешев, а с повышением акцизов люди вообще откажутся его покупать. В результате страна в целом окажется отброшенной назад. Причем и в экологическом, и в технологическом смысле.

    Вы со стороны Совета Федерации участник рабочей группы по подготовке закона об отходах производства и потребления. Президент поставил правительству срок для окончательной его доработки - май 2014 года. Целый год, при том что эта тема обсуждается во властных структурах уже давно. Какие сложности возникают при работе над этим законом?

    Константин Цыбко: Тема отходов производства и потребления - одна из самых насущных и обсуждаемых в последнее время. Это связано и с ростом экономики, и с увеличением численности населения, особенно в городах, и с накопившимися еще с советских времен экологическими и технологическими проблемами, связанными с утилизацией отходов. Однако законы и другие нормативные акты, регулирующие эту сферу, устарели. Закон об отходах, например, был принят в 1998 году. Очевидно, что он нуждается в корректировке для создания экономических и организационных условий, мотивационных стимулов у производителей и потребителей продукции, формирования современной инфраструктуры обращения с отходами. Для подготовки такого документа нужно время. Вместе с тем многие вопросы можно решить поправками в действующие законы.

    Есть, например, проблема так называемых подтоварных, или пластовых вод, большие объемы которых извлекаются в процессе разработки нефтегазовых месторождений. Подтоварные воды не находят практического применения и закачиваются обратно в пласт. Подобная практика более 50 лет широко применяется в России и за рубежом, она позволяет избежать загрязнения окружающей среды. В то же время надзорные органы в отдельных регионах предпринимают попытки квалифицировать пластовые воды как отходы производства. Такой подход некорректен по сути. В России с одной тонной нефти добывается шесть тонн воды. Понимая это, минприроды разработало законопроект, устраняющий проблему. К сожалению, до настоящего времени документ не внесен на рассмотрение Государственной Думы. Я за скорейшее его принятие, чтобы исключить и неверное толкование, и возможную коррупционную составляющую - спутницу любой законодательной неурегулированности. То же самое касается и некоторых других нерешенных пока проблем.

    Какие шаги планирует осуществить ВООП в ближайшее время?

    Константин Цыбко: Решить накопившиеся экологические проблемы за короткое время невозможно, это долгая системная работа. Государство делает серьезные шаги в этом направлении, совершенствует законодательство. Со стороны ВООП очень важно вести просветительскую работу, чтобы люди не забывали об экологии в повседневной жизни. Мы планируем обратиться в министерство образования с предложением ввести в школах специальный урок, который проводился бы перед летними каникулами. В нашей стране традиционно 1 сентября проходит Урок мира, а в завершении учебного года можно было бы рассказывать ученикам об экологии. Таким образом, мы вырастим целое поколение людей, небезразличных к охране природы.

    Поделиться