Сценарий написан Ильей Шиловским ("Легенды о Круге"). Режиссер картины - Карен Оганесян ("Я остаюсь", "Домовой", "Марафон", "Пять невест"). На главную роль утвержден актер МХТ им. Чехова Максим Матвеев, известный по фильмам "Стиляги", "Август. Восьмого" и другим.
Один из самых крупных и громких проектов - "Сталинград". Фильм Федора Бондарчука о крупнейшем сражении Второй Мировой и Великой Отечественной войн сделан с применением новейших кинотехнологий, и по замыслу авторов должен привлечь к экранам молодую аудиторию и сделать все, чтобы она знала историю. Фильм уже презентуют на мировых кинорынках и киноконференциях. А в Москве трейлер картины представили в формате IMAX. "Сталинград" - первая российская картина, сделанная в этой технологии.
Конечно, в данном формате (а в мире насчитывается всего 731 кинотеатр IMAX, из них - 36 в России и странах СНГ (в Москве - 7), кадры из фильма смотрятся впечатляюще. Кажется, что ты сам находишься в эпицентре великой битвы. Хотя при просмотре трейлера мурашки бегут по спине не только от визуальных и слуховых ощущений, но, например, и от слов: "Одно из самых кровавых сражений".
Видимо, "кровавость" сражения и стала одной из причин, почему в IMAXе, который работает с такими режиссерами, как, например, Джеймс Кэмерон и Кристофер Нолан, фильм приняли к производству. Вот уже 10 лет технология осваивает российский рынок, который стоит для нее по привлекательности на втором месте после китайского. И новый фильм "Сталинград" находится в этом плане в одном ряду с такими художественными картинами, как "Железный человек", "Обливион", "После нашей эры", "Стартрэк: возмездие", "Человек из стали" и немногочисленными другими. Немногочисленными - потому, что за последние 10 лет в Голливуде в данном формате сделано всего 80 картин.
Продюсер картины Александр Роднянский и режиссер Федор Бондарчук (самой дорогостоящей их совместной работой до этого был фильм по произведению братьев Стругацких "Обитаемый остров") представили проект в Москве. И в частности, рассказали следующее:
- Существует фраза, что кино рождается три раза. Первый раз - на бумаге, когда пишется сценарий. Второй - на площадке во время съемочного периода, и в третий раз - на монтажном столе. У нас, благодаря новой технологии, появился четвертый путь. У нас были сомнения в выборе - все же это военная драма. До этого в этой технологии показывали, в основном, развлекательные картины. Мы долго думали пойти на этот шаг или нет. И в итоге приняли решение, - сказал Федор Бондарчук. И продолжил:
- Расскажу маленький эпизод, который мне показался знаком нового времени, и, как режиссера, очень впечатлил. У меня теперь новая профессия в кино - стереограф. Новое пространство и новые ощущения режиссера. В процессе работы у меня была "шпаргалка" - из бумаги были вырезаны три зрителя. Мы снимали крупный план и голливудский стереограф Стив приставлял к монитору одну шпаргалку и говорил мне: "Вот это - простой зал, в котором ты работал всю жизнь". А потом приставлял еще две фигуры, и я понимал, что размеры глубина и окружающий мир - все изменяется.
Мы специально ездили в Лос-Анжелес и посмотрели на самом большом в мире экране наш "Сталинград", и именно тогда я осознал, что картина родилась еще один раз. Хочется, чтобы зритель увидел все в том виде, как нами задумано. Это и ответ на вопрос: не в угоду ли моде мы все сделали. Нет, поверьте, в новой технологии это - другая картина.
Продюсер Александр Роднянский добавил:
- Вся история кинематографа за последние 100 лет - технологическое развитие способное приблизить зрителя к событиям на экране. То, что происходит на экране, должно стать частью личной эмоциональной жизни людей. В ситуации, когда телевидение, интернет, огромные плазменные экраны дома и прочее ставят вопрос о необходимости ходить в кино вообще, и, соответственно, вызывают огромное разделение кинематографа на два сегмента: большое аттракционное кино и то драматическое, что переселяется на альтернативные платформы, понятно, что IMAX - это способ максимально перенести зрителя в события. Мы понимаем, что в России консервативно настроенная аудитория, еще не видя фильм, но слыша слова "3D" и "IMAX" будет говорить, мол, как это так - Война, Сталинград - и в таком формате? Как будто это нечто сомнительное, вызывающее подозрения и не вполне уважительное. Но такой формат - не более, чем способ заставить сегодняшнюю аудиторию молодых людей, привычно смотрящих большое кино в современном зале и переживающих эмоции, глядя на то, что показывают на большом экране, испытать то же самое что происходит с нашими героями в Сталинграде в ноябре 1942 года.
Обозреватель "РГ" спросила, как будут продвигать фильм на международной арене, на что получила ответ, что картину уже презентовали на рынке "Cinema Com" в Лас-Вегасе и на киноконференции в Канкуне. Ближайший этап международного продвижения - в июне этого года, в Барселоне, на международной киноконференции, куда съедутся прокатчики и кинотеатры со всего мира. Первая реакция превзошла все ожидания. Уже сейчас многие компании обсуждают права на международный прокат "Сталинграда".
И это только после показа трейлера. Сам фильм идет более двух часов - 135 минут. Сталинградская битва - в новом формате.
Между тем
К 70-летию Сталинградской битвы на Московском Международном кинофестивале, который пройдет в этом году, подготовлена специальная ретроспектива. В нее вошли, как известные советские фильмы - "Сталинградская битва" (1949, реж. Владимир Петров), "Дни и ночи" (1944, реж. Александр Столпер, "Солдаты" (1956, реж. Александр Иванов), "Память" (1969, реж. Григорий Чухрай ), "Сталинград" (1989, реж. Юрий Озеров), так и фильмы из Германии, сделанные в разное время - "Врач из Сталинграда" (1958, реж. Геза фон Радвани), "Собаки, вы хотите жить вечно?" (1959, реж. Франк Висбар), "Сталинград", (1992, реж. Йозеф Вилсмайер) а также фильм режиссера Жана-Жака Анно "Враг у ворот", 2001).