- Сначала расскажем о самых последних официальных событиях, касающихся этого вопроса, - заявил, открывая дискуссию директор Нижегородского Экоцентра "Дронт" Асхат Каюмов. - В Москве 8 мая состоялось заседание правительственной рабочей группы, созданной специально для решения вопроса Чебоксарского водохранилища. Компания "РусГидро" обратилась в правительство с просьбой определить, кто от государства будет созаказчиком проекта на главгосэкспертизу. "РусГидро" публично "выпороли", так как они написали, что подали все документы на экологическую экспертизу, через месяц после того, как им уже все вернули с замечаниями. А ответ был такой: стадия, когда правительство будет входит в процесс, еще не наступила, потому что пока вопросов больше, чем ответов, в общем сначала экспертизу пройдите, а дальше мы соберемся и обсудим. Надо сказать, что ни один из членов рабочей группы проект не поддерживает.
По словам Асхата Каюмова, к "РусГидро" было много претензий от разных структур. Например, представители Росводоресурса сказали, что у них 186 не снятых замечаний к проекту поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище.
- Заседание было в каком-то смысле эпохальное, хотя всем понятно, что компания "РусГидро" сейчас будет искать обходные пути, придумывать, как пройти через другие какие-то структуры, - сказал Асхат Каюмов. - В то же время с точки зрения официальных процессов, было действительно положительное событие. Члены рабочей группы сказали, что вопросов слишком много, а ответы слишком не соответствуют действительности.
Участники круглого стола в выездной редакции "РГ" акцентировали внимание на наиболее явном несоответствии: специалисты водного транспорта первыми заметили, что проект с одной стороны вроде бы развязывает проблемы Городецкого гидроузла, но в то же время создает две новые. Два моста - Чебоксарский и Окский в Нижнем Новгороде - будут не способны пропустить 20 процентов судов.
Начальник отдела водопользования гидротехнических сооружений министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Константин Гнидин уточнил, что Чебоксарский мост - это пролет, который проходит по самому телу плотины. Дело в том, что этот мост на большинстве карт не отмечен, именно потому, что является ее частью.
Участники круглого стола высказали сомнение и в компетенции разработчиков проекта.
- Представители компании "РусГидро" в конце 2011 года заявляли, что они будут обследовать все объекты размещения бытовых и промышленных отходов, которые попадают в зону подтопления, прошло полтора года - обещание не выполнено, - сказал руководитель нижегородского отделения союза "За химическую безопасность" Дмитрий Левашов. - Более того, на следующем этапе в начале 2012 года они опять заявили в СМИ, что в зону подтопления попадают малоопасные отходы фосфогипса. Это настолько откровенная ложь, что даже старшеклассники, которые в теме, смеются. Отходы фосфогипса - это самый верхний слой пирога отходов, который находится южнее завода "Корунд" в Дзержинске. То есть "РусГидро" частью информации не владеет.
Во время проведения круглого стола несколько раз звучал вопрос и о том, кому вообще нужно это повышение уровня воды. Подробный ответ сумел дать член Общественной палаты РФ Сергей Семак.
- Есть совершенно нормальный корпоративный ведомственный интерес - точно такой же, как был при проекте поворота северных рек, - пояснил Семак. - Думаете, Минводхозу воды что ли не хватало? Им нужно было получить большой масштабный дорогой проект, чтобы получить много денег, загрузить своих людей, расширить мощности. И это нормально. Любой руководитель организации стремится расширить сферу своего влияния и получить больше денег. Другой вопрос, что в случае, когда реализация этого желания приводит к серьезным издержкам других субъектов России, то это оказывается проблемами этих субъектов. В мировой судебной практике любые издержки, любые потери, убытки других субъектов, которые произошли в результате действий какого-либо инициатора проекта, судом на 100 процентов перекладываются на того, кто привел к этим убыткам. В нашем случае, к сожалению, такой практики нет вообще. Всегда кто-то снимает сливки, а остальные расхлебывают последствия.
Сергей Семак поделился и последними результатами работы Общественной палаты по проблеме 68-й отметки:
- По инициативе Общественной палаты была создана рабочая группа из ведущих экспертов, в первую очередь - экономистов. Я обычно стараюсь переводить разговор на тот язык, который понятен и тем, кто принимает решение, и тем, кто инициирует эти решения, на язык денег. По нашей просьбе Ольга Медведева - доктор экономических наук, один из ведущих экономистов в России, провела сравнительный анализ выгод и издержек реализации проекта 68-й отметки. Оказалось, что итоговый баланс составляет минус 1,5 триллиона рублей. Сюда уже вложены все дополнительные доходы, которые получит "РусГидро", все дополнительные доходы транспортников-речников, все вложено и при этом вот такой результат. Только по официальным подсчетам РЖД, ущерб от подтопления насыпей составит 3,5 миллиарда рублей. При этом официальная объявленная 8 мая 2013 года стоимость проекта "РусГидро" составляет 97 миллиардов рублей. Это то, что компания хочет получить от государства, чтобы реализовать свой проект, а остальные сотни миллиардов - это проблемы железнодорожников, муниципалов, граждан.
Сергей Семак перечислил и возможные заинтересованные стороны, лоббирующие проект.
- На самом деле сейчас происходит борьба лоббистов, с одной стороны это ведомственный интерес "РусГидро" - это большой интерес, - уверен Сергей Семак. - Есть небольшой интерес властей республики Чувашия. ГЭС находится на их территории, налоги будут поступать к ним, поэтому у них небольшой, но интерес есть. Для двух субъектов - Нижегородской области и республики Марий Эл - это катастрофа. Но у нас много говорится об этих двух субъектах и при этом забывается о том, что ниже по течению находятся еще много регионов РФ, и последствия реализации этого проекта, несомненно, скажутся и на них. Среди возможных факторов риска эксперты называют подъем токсичной ртути из донных отложений, вызванный подъемом воды. Еще одна опасность: по официальным данным в зону затопления попадает пять сибиреязвенных могильников. Надо заметить, что в России нет полной картины сибиреязвенных могильников, поэтому никто не сможет поручиться, что на территории затопления будет пять, а не 65 могильников. Но даже если говорить только о пяти, то и тут проблем не меньше. Санитарно-эпидемиологические правила (СанПин) не предусматривают возможности переноса сибиреязвенных могильников и вообще запрещают к ним прикасаться.
- Надо расширить круг субъектов, которые подвергнутся влиянию последствий реализации проекта, - уверен Сергей Семак. - Сейчас, судя по всему, "гнутся шведы", потому что количество и формальных аргументов, и количество тех субъектов, которые формулируют свое отрицательное отношение к этому проекту, становится все больше, а "РусГидро" с правительством республики Чувашия как были вдвоем, так и остались. Что касается федерального центра, то у него изначально была возможность занять одну из двух разумных позиций: или инициировать полный подробный комплексный анализ выгод и издержек самостоятельно и после этого принимать решение по своей инициативе или дать всем заинтересованным сторонам проявить свою позицию, высказать свои аргументы, посмотреть на результат и после этого сформулировать свою позицию. Судя по всему, Правительство РФ идет именно по второму пути. На мой взгляд, по всем последним признакам решение будет отрицательным для "РусГидро".