Ветреное и зябкое утро в Екатеринбурге неожиданно сменяется тишиной и светом монастырской обители в Ганиной яме. Место трагедии оставляет удивительное ощущение торжества и праздника. Ясное высокое небо, сосны и березы медленно качаются, как будто размешивают радость, как сахар, в голубой чаше неба. И сама шахта № 7 похожа на чашу, только зеленую - первая нежная трава, сглаженные углы краев, никаких обрывов и обвалов.
- Видите, сквозь травку большие листья, похожие на тюльпанные, - спрашивает нас пресс-секретарь монастыря Елена Костина, - это белые лилии. Они были на гербе герцогов Дармштадских. Ну вот и Дармштадт почтен как подаривший нам последнюю русскую императрицу.
- В монастыре 7 храмов - по числу царственных страстотерпцев. Архитектор Татьяна Питкевич спроектировала его так, что с высоты птичьего полета он похож на пасхальное яйцо, - продолжает свой рассказ Елена. - А работала она уже будучи смертельно больной, и незадолго до смерти постриглась в монахини с именем Дамиана.
От Ипатьевского дома до Ганиной ямы 23 километра, от окраины города - 4, и здесь бывают все именитые и неименитые гости города.
- Галина Вишневская спела в храме Царственных мучеников "Господи помилуй", и сказала, что здесь прекрасная акустика, - рассказывает Елена. - А крест, что стоит рядом с шахтой № 7, привезли Вика Цыганова с мужем, он, между прочим, сделан из дуба - свидетеля Курской битвы, в нем пули и осколки.
Вика Цыганова, конечно, не Галина Вишневская, но как же украшают добрые поступки любое имя.
В Ганиной яме искали золото, нашли железо, и то кончилось, к концу XIX века шахты забросили. В начале XX века они стали местом железной политической и человеческой жестокости. А золото обнаружилось здесь уже к концу XX века - и это было золото вины, золото покаяния.
- Найти это место было не просто, - рассказывает знаменитый в Екатеринбурге человек, геолог Анатолий Верховский. Собственно ему принадлежит слава обнаружения знаменитой шахты №7, "в 50 саженях" от которой, как было сказано в протоколах следователя Наметкина, и были сожжены останки царских мучеников.
В 1989 году, когда в Екатеринбурге стала собираться община, связанная с именем государя, церковь еще была стеснена требованиями официальной идеологии. А вот община могла позволить себе смелые цели. И именно тогда была поставлена цель - поставить на месте разрушенного Ипатьевского дома "Храм на крови".
- Теперь, когда храм стоит, это кажется обычным делом, а в 1989-м такая цель была сродни мечте слетать на Марс, - смеется Верховский.
Новая духовная история Ганиной ямы началась, по его мнению, в 1991 году, когда великий русский писатель Владимир Солоухин поставил на Ганинских выработках в память об убитом царе первый крест. А в 1992 году тогдашний Екатеринбургский епископ благословил первый крестный ход в его память.
- В 1993 году я по благословению владыки начала делать из сосны более ладный крест и пока делал, думал, что надо все-таки установить, где же находится эта самая шахта № 7, - вспоминает Анатолий Верховский. - Я знал, что у нее два ствола, а остальные приметы, записанные в протоколах следствия - "пень", "яма с бревном" - никак не помогали. В Росархиве были карты, но нам их точно никто бы не дал. И вот я взял книгу Дитерихса (генерала армии Колчака, руководившего расследованием убийства царской семьи - прим. Ред) и как сейчас помню, она у меня открылась на странице 215. И я прочел, что в шахту № 7 упирается длинная выработка. И начав искать, обнаружил это место, и как геолог начал составлять карту.
Анатолий Верховский долго и убедительно рассказывает о несостоятельности других версий об уничтожении тел членов царской семьи - находки захоронения на старой Коптяковской дороге и в Поросенковом логу кажутся ему примитивными фальшивками. Он напоминает о находках сотен предметов, сделанных следователями во времена Колчака именно возле 7-й шахты - драгоценности, крюки от одежд, фрагменты пуль, оставшихся в телах сожженных убиенных, уточняет, как эксперт, действие серной кислоты на человеческие останки.
То, что Патриарх накануне дня рождения последнего русского императора приехал служить заупокойную Литию в Ганину яму, подтверждает, что церковь относится к версии об уничтожении царских останков возле 7-й шахты как наиболее доказанной и достойной веры.
Дивные букеты из белых лилий и красных астрамерий появились возле креста, стоящего над 7 шахтой, и Патриарх начал служить Литию, вознося первосвятительские молитвы о "Евгении, враче, Иоанне Харитонове…" ( Святейший вспоминал так замученных с царской семьей ее верных слуг), а также всех "в лагерях и темницах, от ран и болезней умученных" - это было по сути поминовение всех жертв, замученных в гонениях XX века.
После окончания заупокойной Литии, патриарх Кирилл освятил место основания храма в честь иконы Божией матери "Державная". Храм, стоявший на этом месте, сгорел в 2010 году, и сейчас начал восстанавливаться. "На сем камне основати церковь… Благословляется и освящается основание сие" - звучало над Ганиной ямой.
- Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы празднуем 400-летие Дома Романовых, - сказал патриарх Кирилл, обращаясь к собравшимся в монастыре верующим. Он напомнил, что эта династия, правившая Россией более 300 лет, дала ей как выдающихся государственных деятелей, так и менее удачных правителей, но все они все-таки служили "Родине своей и народу своему". Во времена же правления последнего императора Николая II Россия и вовсе явила чудеса экономического, социального и политического развития. "Ее, говоря современным языком, ВВП приближался ко второму месту в мире. Это означало, что Россия могла стать лидером всего мира. И все это происходило не насильственным путем и проистекало из народного потенциала, который, действительно, развивался в те годы в России", подчеркнул Патриарх. Первая мировая война, направленная, по мнению Предстоятеля Русской церкви, прежде всего против мощи русской державы, повлекла революцию, раскол общества, гражданскую войну и другие тяжкие события тяжелого для нас XX века.
Заметив, что в этом году мы отмечаем одновременно 400-летие дома Романовых, 145-летие со дна рождения последнего императора и 95-лет со дня его смерти, Патриарх призвал еще раз вспомнить Николая II, чей духовный подвиг был явлен "в принятии смерти таким образом, как надлежит ее принять любому христианину" - в незлобии, спокойствии, прощении врагам, полном смирении и предании души своей и тела в руки Божии.
В месте тягчайшего преступления - сокрытия останков царственных страстотерпцев, особенно чувствуешь, что пытающимися вычеркнуть память об императоре, руководили страх и ненависть. Получив власть и возможность распоряжаться судьбами, в том числе и плененного государя-императора и его семьи, они, казалось бы, на десятилетия положили на память о нем бетонную плиту. Многим уже казалось, что память об императоре если и сохраняется, то в качестве предмета насмешек и поругания. И мало кто мог себе представить, что она была жива в народе даже во времена идеологической системы, утверждающей себя крайне отрицательными оценками жизни и деятельности почившего императора.
Вспомнив слова песнопения Святой Пасхи, о том, как Господь своим воскресением сокрушил силу ада, Патриарх пояснил, что это сокрушение означает - всякое зло, которое существует в человеческой истории, уже побеждено. А всякая победа зла - временна, особенно в масштабах истории. "И как явственно всем нам это сокрушение адовой силы через прославление царской семьи! - сказал Предстоятель. - Зеленые росточки памяти о правде тех лет пробили бетонную плиту". И не надо обольщаться мыслью, что о сделанном нами зле (как об убийстве царя) знает только узкий круг людей. История царственных страстотерпцев только подтверждает, что все тайное становится явным.
И как поразительно звучала молитва Патриарха спустя час в нижнем храме на месте Ипатьевского дома, алтарь и престол которого размещены там, где была комната расстрела царской семьи.
- Господь же испытуя тя, яко Иова многострадального, попустил тебе скорби горькие, измену, предательство, ближних отречение, земнаго царства оставление… Мученическую кончину прием, небесного царств достигл еси... с супружницею твоею царицею Александрою и царственными чадами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией, Алексием... ныне имея дерзновние велие у Христа царя, моли да простит Господь все отступления народа нашего и подаст ему прощение… да стяжим смирение кротость и любовь, и сподобимся Небесного царствия единокупно с тобою и всеми святыми…
Эта удивительная молитва звучала, как живой разговор. И несомненным казалось всем присутствующим, что тот, к кому она обращена, слышит нас. И - прощает.
В своем обращении к многочисленным верующим епархии, собравшимся приветствовать его возле "Храма на крови" Патриарх снова затронул тему итогов царствования династии Романовых. "Мы видим, как из обычного мононационального государства с небольшим присутствия инославия и иных этносов, Россия превратилась в огромную семью народов, созданную и соединенную народом русским и верой православной, Семью, в которой люди разных религий и национальностей чувствовали себя благополучно", сказал он.
Война и революция разрушили мощь российской державы, подчеркнул он, потому что людям внушили, что разрушив свою страну и убив царя, они станут счастливыми, построив богатое и справедливое общество, где все будут равны и станут наслаждаться благами. Тяжелейшие десятилетия XX века подтвердили, что это была просто утопия, мечта или же злобная пропаганда, направленная на разрушение основы государственной жизни великого народа.
Отвечая на вопрос "Почему же не удалось добиться того самого процветания справедливости, ради которой убили царя?" Патриарх подчеркнул, что ответ открывает нам смысл истории: невозможно построить человеческое счастье на убийстве, невозможно благополучие на крови и лжи. Анализируя прошлое и думая о современности, мы должны делать правильные выводы: никогда не строй своего благополучия на неблагополучии другого человека. Это имеет отношение к нашей личной жизни, к работе, подчеркнул Патриарх. "Как часто мы сталкиваемся в процессе своего карьерного роста с конкурентами, которых готовы уничтожить и ведь, действительно, бывают случаи, когда физически одни уничтожают других, чтобы расширить себе жизненное пространство, получить больше денег и власти".
Но трагедия Ипатьевского дома несомненно убеждает нас, что невозможно обрести счастье преступлением и ложью. А величественный "Храм на крови" стоит на этом месте и как памятник невинно убиенным, и как знак надежды нашего народа на возрождение, на построение действительно справедливой жизни и процветающего общества, но без крови, насилия, революции, гражданских столкновений - "так, как созидали великую Россию нашу благочестивые предки".
Патриарх пожелал собравшейся пастве "хранить сердца от смуты и ложных идеалов", способности "различать духов" и отличать правду от лжи. Патриарх также кратко поговорил о духовной сути празднуемых событий с великой княгиней Марией Владимировной. В памятных мероприятиях принимала участие и княгиня Ольга Куликовская-Романова.
Вечером Патриарх Кирилл отслужил Всенощную в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
В воскресенье в программе екатеринбуржского визита Предстоятля РПЦ посещение Новотихвинского монастыря, храма Большой Златоуст и прием у губернатора.