Он верит: его ждут целых восемь дней невероятного счастья. Но иллюзии рушатся быстрее, чем успеет завянуть трогательный букетик гвоздик, привезенный из Сибири в дар любимому городу. Библиотекаря спаивают, грабят, и оставляют пьяного, раздетого и без копейки денег в кармане наедине с риторическим вопросом: зачем я здесь? Озвученным актером Виталием Коваленко в самых лучших традициях шекспировских трагедий...
На премьере Александринского театра "Невский проспект. Городские этюды" экскурсионного образцово-показательного Невского с открыточными видами вы не найдете. Как бы вы этого не хотели, и какие бы пейзажи не рисовали в своем воображении. Показать тот Невский проспект, который не всех принимает и который лжет со времен Гоголя до наших дней, удалось молодой режиссерской группе под общим руководством Валерия Фокина. В театральном эксперименте (с использованием цитат из Гоголя и почти дословными репликами с сегодняшнего Невского) оказалась занята практически вся молодежь Александринки. Проблемы Невского проспекта в их транскрипции даются как будто под ультразвуком. И готовились к такой подаче основательно - ходили по Невскому, в модном жанре документального театра записывали разговоры улицы, "рисовали" характеры с натуры. Например, чтобы подготовить для спектакля монолог карманного вора, в обличье Пушкина грабящего наивных приезжих, за консультацией обращались к настоящим карманникам, орудующими на Невском (в результате таких экстремальных репетиций материально ни один актер не пострадал).
В Александринке это коллективное документальное творчество позиционируется скорее как акция, чем в чистом виде спектакль. Даже в рамках эксперимента (детали и подробности о нем читайте в "РГ" за 17 мая) подтверждающая незыблемую театральную истину: настоящий театр там, где есть хороший актер. И никакие новейшие технологии, прямые трансляции, телемосты, компьютерные спецэффекты и фантастической красоты лазерные проекции не заменят его природы и сути. Хотите в этом лично убедиться? Прислушайтесь к интонированию Дмитрия Лысенкова на фразе "Вы меня слышите? Сейчас я расскажу легенду о безупречной вселенной..." - и вы никогда в жизни не забудете его голос. Понаблюдайте за одной из лучших актрис сегодняшней Александринки Яниной Лакобой, на долю которой в "Невском проспекте" выпали роли женщины - мечты поэта и главной городской сумасшедшей, - и вы навсегда станете ее поклонником. Приглядитесь повнимательнее к Валентину Захарову в образе рабочего Нурика - после его концепции, возвысившей еле говорящего по-русски узбека до современного Хлестакова, только доброго, вы будете совсем другими глазами смотреть на гастарбайтеров. И не жалейте искупать в овациях Николая Мартона. На его плечи лег весь груз ответственности за классического Гоголя. В минуты его просто божественного монолога, особенно на фоне современной лексики звучавшего как музыка, "Невский проспект" действительно освещался лучами счастья, - столь иллюзорно желанного, и столь недостижимого. И вопрос - крик души: "Зачем я здесь?" терял всякую географическую актуальность...
20 мая - "Невский проспект". Интерактивная интернет-премьера. Театральный эксперимент творческой группы, в котором занята практически вся молодежь Александринского театра.
20, 21 мая - "Двойник". Режиссер - Валерий Фокин. В главной роли - Виктор Гвоздицкий. Первое в истории театра сценическое переложение петербургской поэмы Достоевского. Последний спектакль Виктора Гвоздицкого.
22, 23 мая - "Петербург". Режиссер - Андрей Могучий. По роману Андрея Белого "Петербург".