С махинациями и непрофессионализмом сотрудников управляющих компаний и ТСЖ теперь можно бороться, уверен глава рабочей группы Экспертного совета при правительстве РФ по развитию ЖКХ Андрей Чибис. "Правила управления домами, по которым сегодня работают коммунальщики, наконец-то стали обязательными для исполнения, - сказал он. - Если раньше, проведя некачественный ремонт в подъездах, накрутив квартплату, не согласовав с жильцами дополнительные траты, представители ТСЖ могли уйти от ответственности, сославшись на отсутствие регламентирующего документа, то теперь такой возможности у них уж точно не будет".
Чем управляющая компания должна заниматься, отныне указано четко и ясно. Как говорится в документе, каждое свое действие - будь то заключение контракта с ресурсосберегающими организациями, проведение ремонта или повышение платы - управляющая организация должна в обязательном порядке согласовать с жильцами, проведя общее собрание. Оно считается легитимным, если на него придут как минимум 51 процент собственников квартир этого дома. Кроме того, сотрудники управляющей компании или ТСЖ отныне должны регулярно отчитываться перед жильцами о проделанной работе.
В обязанности управляющих организаций вошли также привычные уже для них дела - выписывание платежек, расчеты поставщиками воды, газа, электроэнергии, возможность подавать в суд на неплательщиков, прием и рассмотрение заявок и жалоб от жильцов. А чтобы контролировать качество выполнения этих работ, владельцы квартир по желанию могут создать свою специальную комиссию, говорится в документе.
Что касается "больной" темы для россиян - содержание и ремонта подъездов, - то с жителями домов должен быть согласован каждый пункт ремонтного проекта. А чтобы доказать необходимость этих работ, управляющая организация обязана предоставить акт обследования технического состояния дома c указанием повреждений или неисправностей.
Кстати, по своему желанию жильцы дома могут обязать компанию выполнять работы, "не включенные в минимальный перечень". "Речь идет об апрельском постановлении правительства, утверждающем минимальный перечень работ, которые должна выполнять управляющая компания - проверка несущих конструкций, инженерных систем, очистка крыши от мусора и наледи, ремонт лифтов, сухая и влажная уборка в подъезде и так далее, - уточнил Андрей Чибис. - Все, что не входит в этот список, - поливка цветов и газонов, содержание бассейна (если он есть в доме), круглосуточное освещение дворов, наличие консьержки - по новым правилам должно проводиться с устного и "финансового" согласия жильцов".
Кроме того, в документе прописаны правила аварийно-диспетчерского обслуживания квартир, а также порядок передачи документов от бывшего управляющего к вновь избранному.
Следить за соблюдением этих правил будут государственные жилищные инспекции и Роспотребнадзор, куда россиянам можно пожаловаться на свои управляющие компании, предполагает Чибис. Злостных нарушителей ждет штраф или лишение лицензии.
Как это будет на практике, пока неизвестно. Но минимального перечня работ и новых правил вполне хватает для серьезной борьбы со злоупотреблениями, считает Андрей Чибис. Однако для того, чтобы они стали настольной книгой как для сотрудников ТСЖ, так и для жителей, по мнению эксперта, их необходимо объединить в один удобный документ.