На заседании "Меркурий-клуба" обсудили проблемы регионов

Регионы увязли в долгах. Они превысили 1,3 триллиона рублей, и более половины субъектов расплатиться по ссудам сейчас не в состоянии.

Такие тревожные факты привел зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин. На заседании "Меркурий-клуба" под председательством академика Евгения Примакова обсуждались проблемы перераспределения экономических функций между федеральным центром, субъектами и муниципалитетами.

Долги регионы накопили не от хорошей жизни - обязательств у них все больше, а доходы не растут. Выход из положения эксперты видят в изменении схемы налоговых поступлений, расширении прав регионов и муниципалитетов, в ограничениях на закрепление в федеральных законах льгот по региональным и местным налогам.

Одна из самых сложных проблем - нехватка средств даже не на текущую деятельность, а на развитие, говорит президент Ассоциации сибирских и дальневосточных регионов, мэр Новосибирска Владимир Городецкий. У полуторамиллионого Новосибирска бюджет 34 миллиарда рублей, на развитие в нем заложено 8 миллиардов. "Это капля в море", - сокрушается мэр. Деньги нужны на модернизацию производств, развитие транспортной инфраструктуры, перечисляет он. Но даже когда город находит деньги на промышленную политику, прокуратура указывает на нецелевое использование средств, недоумевает Городецкий. Из федерального центра лучшим регионам выделяются гранты, ежегодно идут субсидии. Но этот финансовый поток - непостоянный, уверенности в нем нет. Лучше бы закрепили за муниципалитетами хотя бы процент поступлений по налогу на прибыль, тогда у них была бы выше заинтересованность в поддержке бизнеса, предлагает Городецкий.  Вместо устаревшего 131-ФЗ о принципах местного самоуправления настало время разработать концепцию госполитики в этой сфере, учесть в ней, что муниципалитеты - разные, а, значит, и к полномочиям должен быть дифференцированный подход, настаивает он.

Обсуждаются идея укрупнения регионов, перевода в них центра прибыли крупных корпораций. Но сначала их надо экономически обосновать, уточняет и.о. заведующего Центром исследований федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН Евгений Бухвальд. Не факт, что из двух объединенных бедных регионов получится один богатый, отмечает он. Главная проблема - соотношение налоговых поступлений между центром и регионами, уверена первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева: когда-то оно было 50 на 50, сейчас регионы получают 34-35 процентов. "Вся благоприятная экономическая конъюнктура, весь рост цен на нефть достался  федеральному бюджету", - говорит она. Надо вернуться к прежним правилам, четко закрепить их в законодательстве, настаивает Дмитриева. Есть смысл, продолжает она,  возродить существовавшую ранее политику размещения производительных сил - государство вкладывает деньги в технико-внедренческие особые экономические зоны, технопарки, но непонятно, будут ли там кадры на реализацию модернизационных планов.

А глава муниципального образования Нерюнгринский улус из Якутии Андрей Фитисов считает, что следует активнее двигаться к расширению базы местных налогов.  Надо переходить к взиманию налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости, и установить предельный срок, после которого их надо брать даже в том случае, если объект не зарегистрирован, предлагает он. Правда, при этом нужно предусмотреть упрощение и удешевление процедур регистрации, признает Андрей Фитисов. Еще одна проблема - предоставление федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам. Эту практику необходимо пересмотреть. А когда естественным монополиям, военным предоставляются льготы по земельному и прочим налогам, из федерального бюджета должны быть предусмотрены компенсации, полагает Фитисов.

Все предложения экспертов, обещал, подводя итоги заседания клуба Евгений Примаков, будут обобщены и переданы руководству страны.

Фоторепортаж