Ставки НДПИ для нефти будут зависеть от сложности ее добычи

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на создание условий для экономически эффективной разработки трудноизвлекаемых запасов нефти. Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан минфином и выполняет распоряжение правительства от 3 мая 2012 года N 700-р и поручение правительства от 20 декабря 2012 года. Законопроектом предусматривается дифференциация ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта.

"Фактически новые нормы должны стимулировать компании, занимающиеся добычей нефти, активнее развивать и использовать новые технологии, которые необходимы, чтобы преодолеть нарастающее отставание от западных конкурентов. Свидетельством тому может послужить, например, простое сравнение количества патентов, полученных в этой сфере нашими и зарубежными добытчиками. Особенно это важно, если учитывать, что в законопроекте прямо называются отложения (например, бажениты, хадумиты, доманикиты), которые относительно недавно не считались рентабельными для разработки", - говорит партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов.

Предлагается применять следующие коэффициенты КД к ставке НДПИ: 0,2 - при добыче нефти из залежи углеводородного сырья с показателем проницаемости не более 2х10-3мкм2 и предельной эффективностью нефтенасыщенного пласта не более 10 метров в течение 120 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья превысила 1%; 0,4 - при добыче нефти из залежи углеводородного сырья с показателем проницаемости не более 2х10-3мкм2 предельной эффективностью нефтенасыщенного пласта более 10 метров в течение 120 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья превысила 1%; 0,8 - при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к тюменским продуктивным отложениям по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, в течение 180 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья превысила 1%. В других случаях коэффициент КД принимается равным 1.

Законопроектом устанавливается коэффициент 0 при добыче нефти из залежи углеводородного сырья в пределах баженовских, абалакских, хадумских и доманиковых продуктивных отложений в течение 180 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором степень выработанности запасов эксплуатационного объекта месторождения нефти из залежи углеводородного сырья превысила 1 процент. Для продуктивных отложений углеводородов тюменских свит законопроектом устанавливается коэффициент 0,8 к ставке НДПИ.

"С юридической точки зрения законопроект сформулирован достаточно приемлемо, так как опирается на объективные показатели государственного баланса запасов полезных ископаемых и имеет большое значение с учетом того факта, что большая часть запасов нефти на территории России относится к трудноизвлекаемым. Важным является также указание на разработку правительством правил учета количества добытого сырья, так как ранее в судебной практике решались (и не всегда однозначно) проблемы, связанные с толкованием термина "прямой учет" в отношении добытой нефти, в частности, той, к которой уже применяется нулевая льготная ставка", - говорит Егор Батанов.

Поправки предполагают, что степень выработанности залежи углеводородного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, как частное деления суммы накопленной добычи нефти из залежи углеводородного сырья (включая потери при добыче) на сумму начальных извлекаемых запасов нефти.

Для достоверного определения количества нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, по которой применяется коэффициент КД, законопроект предусматривает прямой раздельный учет количества нефти, добытой из соответствующей скважины. Кроме того, правительство должно утвердить правила учета различных видов углеводородного сырья и проведения учетных операций с ним, в том числе для целей налогообложения. Одновременно предлагается предусмотреть ряд переходных положений для подтверждения показателей проницаемости и нефтенасыщенной толщины пласта по новой методике, а также для внедрения системы прямого раздельного учета нефти, добываемой из льготируемых залежей.

В проекте "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", которые обнародовал минфин, эти изменения находятся в числе мер, предусматривающих повышение доходов бюджета. Это тем более важно, поскольку, по данным ФТС, доходы от экспорта нефти из России в первом квартале снизились на 6,6%. Проект федерального закона направлен на стимулирование добычи трудноизвлекаемой нефти (нефть низкопроницаемых коллекторов, нефть баженовских, абалакских, хадумских, тюменских и доманиковых продуктивных отложений). "Реализация этой меры позволит вовлечь в разработку запасы, не разрабатываемые в настоящее время вследствие высоких затрат", отмечается в документе. Теперь законопроект будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний кабинета министров, после чего внесен на рассмотрение в Госдуму.