21.05.2013 12:10
    Поделиться

    "РГ" выяснила, как приблизить услуги госрегистрации к потребителю

    Недавно вступили в силу изменения в гражданском законодательстве, касающиеся порядка госрегистрации прав на недвижимость и сделок с нею. Что это даст получателям услуг и тем, кто их предоставляет? О сути и пользе нововведений рассказала на "деловом завтраке" в воронежской редакции "РГ" руководитель регионального управления Росреестра Елена Перегудова.

    Елена Перегудова: С 1 марта упрощена процедура госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В предыдущей редакции соответствующие положения Гражданского кодекса предусматривали обязательную регистрацию ряда сделок - например, купли-продажи жилых помещений, договоров дарения. Давно шла дискуссия о целесообразности дублирования действий в части регистрации как самого договора, так и перехода права по этим сделкам. За два регистрационных действия и госпошлина взималась дважды. Теперь же госрегистрация сделок, направленных на переход права, отменена. Сделки, направленные на возникновение ограничений и обременений прав (например, по аренде, ипотеке), регистрируются по общим требованиям.

    Как это отражается на заявителях?

    Елена Перегудова: Самое ощутимое - снижение расходов на уплату госпошлины. Налоговый кодекс устанавливает государственную пошлину в размере одной тысячи рублей за каждое из регистрационных действий. С учетом того, что теперь вместо двух регистрационных действий совершается одно, то и расходов - вдвое меньше, чем раньше. Также уменьшилось количество документов, которые должен предоставить заявитель. Например, ранее для регистрации сделки требовалось нотариально удостоверенное согласие супруга покупателя, что влекло дополнительные расходы.

    Изменения также предусматривают возможность внесения в ЕГРП так называемых возражений в отношении зарегистрированного права - со стороны бывшего правообладателя. Эти возражения находятся в реестре три месяца: то есть бывший собственник может подготовить обоснование и обратиться в суд, оспорить зарегистрированное право. Норма эта закреплена, и будет применяться с момента определения порядка ее применения.

    То есть все эти изменения направлены на повышение качества и доступности госуслуг?

    Елена Перегудова: Да, именно так. Снижается налоговое бремя, упрощаются процедуры регистрации. Хотелось бы остановить внимание на "Дорожной карте" - утвержденном правительством РФ плане мероприятий, направленных на повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Одна из целей и задач плана - сформировать единый информационный ресурс, достоверный, полный и качественный. Напомню, что сегодня "работают" два информационных ресурса: государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав (ЕГРП). История их формирования разная, уровень достоверности - тоже. ГКН наполнялся из оценочных описей, сведений органов местного самоуправления, записей в похозяйственых книгах, документах, представленных самими заявителями. ЕГРП же - исключительно на основании заявлений правообладателей и представленных документов, выданных уполномоченными органами.

    В этом году предстоит гармонизировать данные этих двух ресурсов - исправить ошибки, добавить недостающие сведения, внести в ЕГРП информацию о кадастровых номерах объектов недвижимости (а до 1 сентября 2012 года кадастровый учет таких объектов в регионе не велся). На сегодняшний день в Воронежской области около полутора миллионов объектов недвижимости, внесенных в госкадастр, из них у миллиона кадастровые номера отсутствуют. Возможны также несовпадения в характеристиках конкретного объекта, а это влияет на налогообложение и расчет арендной платы. Завершить процесс гармонизации необходимо до сентября 2013 года.

    Еще одна задача "Дорожной карты" - сокращение сроков кадастрового учета и регистрации до семи дней (сегодня он составляет 20 рабочих и 20 календарных дней соответственно). Это возможно только при условии сокращения бумажного документооборота и обеспечения взаимодействия в электронном виде с органами и организациями - "поставщиками" необходимой информации. Действующее законодательство, как известно, запрещает требовать у заявителей "лишние" документы, то есть те, которые есть в распоряжении иных органов и организаций. Без электронного взаимодействия не обойтись, иначе мы будем работать только на бумагу и почту. Также рассматривается вопрос о создании межрегиональных учетно-регистрационных центров для перераспределения нагрузки. Актуален и вопрос экстерриториального приема. Напомню, что сейчас, допустим, в Воронежской области можно подать документы на регистрацию только тех объектов, которые находятся на территории региона (в пределах регистрационного округа).

    Упрощение процедуры госрегистрации позволяет заявителю сократить расходы на уплату госпошлины

    А в Воронеже будет создан такой межрегиональный центр?

    Елена Перегудова: Пока информацией не располагаю. Но - почему нет? У нас достаточно развита система МФЦ, имеется серьезная научная база. Воронеж - город-миллионник. Предпосылки есть.

    Кстати, насколько тесно вы взаимодействуете с МФЦ?

    Елена Перегудова: С момента создания областного МФЦ наше управление одним из первых среди территориальных органов федеральных ведомств стало активно работать с ним. До 1 января 2013 года прием документов в МФЦ осуществляли наши специалисты. Теперь право принимать документы на регистрацию и кадастровый учет, выдавать их, принимать запросы имеют непосредственно сотрудники центров. Мы обучили их, провели стажировки, и теперь во всех подразделениях принимают документы на государственную регистрацию прав. Данную услугу в регионе предоставляют в общей сложности 19 окон МФЦ. Показателен Борисоглебский район: великолепная организация работы, хорошие помещения - а значит, заявителям туда приятно приходить. И как следствие - за март сотрудниками Борисоглебского многофункционального центра принято почти 70 процентов обращений по району. Не так давно открылись отделения в Россоши и Лисках. Мы заинтересованы в приеме документов через подобные центры: хорошие условия, электронная очередь, предварительная запись, высокий уровень специалистов - все это способствует повышению качества работы. Причем центр может привлекать к оказанию услуг другие органы и организации.

    Как обстоят сегодня дела с предоставлением электронных услуг?

    Елена Перегудова: Создана система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). В основном мы выдаем через нее сведения из ЕГРП, но также используем СМЭВ для получения необходимой для госрегистрации информации или документов. Я уверена в том, что сегодня ни одного упрека в адрес управления, касающегося истребования у заявителя "лишних" документов, не существует.

    Интересная и перспективная, на мой взгляд, форма предоставления услуги в электронном виде - выдача ключей доступа к информационному ресурсу. Человек посылает запрос через электронную форму и получает код доступа к ЕГРП на определенный срок. Это весьма выгодно и с финансовой точки зрения: если, условно говоря, за одно "бумажное обращение" заявителю нужно заплатить в среднем 200 рублей, то в электронном виде та же услуга обойдется в среднем в 2,5 рубля. С марта этого года мы выдали 128 ключей доступа. Среди получателей - физические лица, органы власти субъекта РФ и местного самоуправления, нотариусы, адвокаты, кадастровые инженеры. Поскольку услуга новая, мы просим каждого клиента сообщать нам, нет ли технических сбоев, достаточно ли информации - словом, ориентируем их на обратную связь.

    Как вы оцениваете деятельность кадастровых инженеров на территории региона? Удовлетворены ли уровнем их квалификации?

    Елена Перегудова: На сегодняшний день в Воронежской области аттестовано 496 кадастровых инженеров. При этом они имеют право работать в любом регионе России. Если в Воронеже их достаточное количество, то в ряде муниципальных районов - нехватка. Например, в Каменском работает всего два кадастровых инженера. Очередь к ним расписана на три месяца вперед. Такой перекос сказывается на расценках, не создает здоровой конкуренции.

    Теперь о квалификации. По моему мнению, нужно ужесточить требования к подготовке таких специалистов. Сегодня кадастровые инженеры занимаются самоподготовкой. Этого, на мой взгляд, недостаточно. Ведь инженер помогает людям, не обладающим познаниями ни в геодезии, ни в правовых вопросах, ни в кадастровом учете. Он должен разбираться практически во всем, обладать экономическими и правовыми знаниями, понимать проблемы и перспективы тех или иных действий. От профессионализма кадастрового инженера зависит благосостояние потребителей его услуг - нас с вами.

    Вы регулярно проводите личный прием граждан, в том числе - с выездом в районы области. С какими вопросами обращаются чаще всего?

    Елена Перегудова: Определение границ земельных участков, межевание. Зачастую уже в процессе согласования границ граждане не согласны с предлагаемыми решениями. Не подписывают документы. В результате участки проблематично поставить на кадастровый учет, реализовать или приобрести права на них. Иногда доходит до абсурда. Реальный случай: собственники смежных участков не один десяток лет спорят о... двадцати сантиметрах межи. При этом судебные расходы сторон уже давно превысили стоимость самой земли. Но - дело принципа! Извечный российский спор.

    Поделиться