В СКФО отмечают День памяти жертв Кавказской войны

21 мая 1864 года закончилась Кавказская война - самая продолжительная и одна из самых жестоких войн в истории России. В республиках Северного Кавказа сегодня отдают дань памяти жертвам кровопролития.

В столице Карачаево-Черкесии пройдет собрание общественности, посвященное этой дате, после чего состоится возложения венков к памятникам жертвам Кавказской войны. По решению властей 21 мая является нерабочим днем на территории КЧР. Подобные мероприятия проходят и в других республиках СКФО.

Все это говорит о том, что даже спустя полтора века Кавказская война оказывает влияние на жизнь людей. О том, какие уроки необходимо извлечь из нашей истории, рассказывает один из ведущих специалистов по кавказской проблематике - профессор Южного федерального университета кандидат политических наук Виктор Черноус.

Виктор Черноус: Кавказская война - самая продолжительная война в истории России. И самая спорная. Даже в отношении даты ее начала среди ученых нет единства. Одни полагают, что никакой войны не было, а происходила лишь череда событий, не связанных друг с другом. Другие говорят, что кавказских войн было несколько. Но обычно считается, что Кавказская война началась с назначения генерала Ермолова командующим Грузинским корпусом (позднее переименованным в Кавказский) в 1816 году, который в 1817 году резко активизировал проведение военной политики в регионе. Собственно военные действия разразились в 1818 году.

Организованное вооруженное сопротивление прекратилось, когда Шамиль и его мюриды (личная гвардия) капитулировали в высокогорном ауле Гуниб в 1859 году. Окончательно война завершилась 21 мая 1864 года с поражением отрядов причерноморских народов - адыгов, убыхов и абхазов в районе современной Красной Поляны. В этом месте соединились несколько колонн русских войск, которые торжественно отметили завершение покорения Кавказа. Таким образом, военные действия длились 46 лет. Хотя само название Кавказская война носит чисто литературный характер, ибо война эта официально не объявлялась.

Как современная наука оценивает события тех далеких лет?

Виктор Черноус: Кавказская война стала трагедией для горских народов. Погибло огромное количество людей. В регионе разразилась экологическая катастрофа, вызванная вырубкой лесов. Делалось это для борьбы с партизанами. Несколько эпидемий чумы и холеры прокатилось по Кавказу, выкашивая и местное население, и русских переселенцев. Это сейчас здесь курортная зона. А тогда - малярийные места. Самое тяжелое последствие войны - мухаджирство, переселение значительной части горских народов, прежде всего адыгских, в Османскую империю, на Ближний Восток и Балканы.

Мухаджирство - важнейший фактор национального самосознания. Оно привело к слому традиционного образа жизни. Вот почему в период распада Советского Союза на Кавказе началась этническая мобилизация. Одна из ее особенностей - болезненная память о последствиях Кавказской войны.

Россия выдвинулась на Северный Кавказ вследствие присоединения Закавказья, прежде всего Грузии после ее неоднократных просьб. Россия стремилась спасти единоверцев от уничтожения со стороны Османской империи и участившихся набегов горцев. Сами отношения с этим регионом развивались давно, еще со времен Киевской Руси. Но особенно они окрепли во времена Ивана Грозного, женившегося на кабардинской княжне Марии Темрюковне.

К этому времени между Московским царством и горскими народами установились союзно-вассальные отношения, носившие взаимовыгодный характер. Такими они оставались до XVIII века, пока Российская империя не изменила свою политику и не перешла к присоединению Северного Кавказа.

С этого момента русско-кавказские отношения начинают обостряться. Горцы в этих условиях начали консолидироваться на основе ислама. Первая такая попытка была предпринята в 1785 году шейхом Мансуром. Он рассчитывал создать имамат, исламское государство. Но вскоре был разбит и погиб в заточении.

Мансур посеял зерна новой идеологии - кавказского мюридизма. Это политическое направление, базирующееся на суфизме, мистическом течении ислама. Начинается его быстрое распространение на Северном Кавказе. Сторонники суфизма стремились вернуться к чистоте первоначального ислама, заняться духовным самосовершенствованием на основе аскетизма, идей равенства. Но в условиях противостояния горцев с империей суфизм приобрел политический характер, проповедуя неподчинение неверным. Последователи этой идеологии называли себя мюридами - послушниками, давшими обет бороться с неверными.

В 1834 году имам Шамиль создал государство на территории Дагестана, к которому затем присоединилась Чечня. Начинается движение адыгов, образуется своего рода конфедерация имамата и адыгских народов, которых возглавил Мухаммед Амин, один из наибов Шамиля.

Кавказская война отличалась крайней жестокостью с обеих сторон. Это поразило Дюма, побывавшего здесь. Обе стороны проявляли героизм. Достаточно вспомнить солдата Архипа Осипова, взорвавшего свое укрепление, похоронив вместе с собой множество горцев, которые его штурмовали. Это и знаменитые наибы Шамиля, отличавшиеся отчаянной храбростью. Один них, Байсонгур Беноевский потерял ногу, руку, глаз, его прикручивали к лошади, но он все равно рвался в бой, пока не был схвачен и казнен. В то время враги проявляли взаимное уважение к воинской доблести друг друга.

Чем было вызвано столь кровавое противостояние?

Виктор Черноус: Кавказская война стала по сути конфликтом двух цивилизаций, двух культур. Модернизирующаяся Россия, ставшая сверхдержавой после 1812 года, владычествовала в Европе. Всерьез кавказская проблема не воспринималась. Считалось, что исполин без труда наведет порядок. Тем более что русские несли прогрессивные, как им казалось, порядки. Шли цивилизовывать Кавказ. И столкнулись со своеобразной горской цивилизацией, которая выросла в совершенно иных природных условиях, со своей системой ценностей, своим типом хозяйствования.

Русские принесли, говоря словами Грибоедова, барабанное просвещение. Культуру нового времени, которая разрушила традиционный уклад. Поэтому горцы не принимали новые порядки. Придя сюда, империя не могла понять, в чем смысл того, что утвердилось на Кавказе. Вот почему конфликт ценностей приобрел такой тяжелый и затяжной характер. В этой войне проявлялись самые разные черты. Здесь была и борьба крестьян против феодалов, и борьба за независимость. Был и обычный разбой, бандитизм, междоусобицы.

В конфликт пытались вмешаться Османская империя и Англия. На Кавказ хлынули международные авантюристы и революционеры, которые пришли бороться с Российской империей. Одновременно строились города, дороги, школы. Все это переплелось в сложный клубок. Но, как всякая война, она вылилась в трагедию. Погибли десятки тысяч людей - русских солдат и горцев, отчаянно отстаивавших свои земли и порядки.

Оказывает ли эта стародавняя война влияние на мировоззрение и поступки людей, проживающих на территории современного Кавказа?

Виктор Черноус: Несомненно. Хотя, как показывает опыт, история учит тому, что ничему не учит. В начале 90-х годов прошлого века история рассматривалась сугубо политически. Произошла поляризация мнений. Выдвигались даже идеи обратиться в ООН с просьбой признать Кавказскую войну геноцидом. Как следствие - придание статуса горским народам как пострадавшим от геноцида, а значит, и выплату компенсаций от российского правительства. Кроме того, это означало бы возвращение потомков мухаджиров на территорию их проживания и, соответственно, взорвало здесь этнополитическую ситуацию.

Столь эмоциональная подача истории постоянно будоражила общественное сознание. Среди адыгов, особенно сильно пострадавших от войны, эта война остается болевой точкой. Ее часто раздражают, чтобы вызвать этническую мобилизацию, нередко с антироссийским уклоном. Для чеченцев это тоже больной вопрос, но более острой для них оказалась депортация 1944 года. Героика войны использовалась для реализации политических целей. Раздавались призывы к тому, чтобы быть достойными памяти великих предков.

Но нельзя забывать, что тот же Шамиль в конце концов признал бессмысленность борьбы. Одной из его последних фраз была: "В войне счастья нет". Над этим стоит задуматься. Фраза выстрадана человеком, который вел титаническую борьбу с Российской империей, смог мобилизовать ограниченные ресурсы горцев и в течение долгого времени сражался с великой державой. Перед смертью он завещал своим потомкам не воевать с Россией, а искать с ней общей судьбы.

В XIX веке обе стороны не понимали друг друга. При этом намерения были подчас самые благие. Стремясь провести насильственные преобразования, Российская империя натолкнулась на ожесточенное сопротивление. Это обернулось трагедией. В XX веке многое повторилось. Поэтому нам нужно находить общий язык. В этом главный урок Кавказской войны.