21.05.2013 11:10
    Поделиться

    В СЗФО начали внедрять инновационный туризм

    Каждый регион СЗФО пытается привлечь туристов по-своему. У кого это получается лучше, разбирался корреспондент "РГ".

    Инноваторы получат гранты

    В Новгородской области стартовал региональный конкурс инновационных проектов в сфере туризма "Земля Новгородская".Как сообщает областной комитет по туризму, заявки на конкурс принимаются до 10 августа. В мероприятии могут принять участие предприниматели, органы местного самоуправления, областные и муниципальные учреждения, общественные объединения и некоммерческие организации.

    Победителей определят в четырех номинациях: "Туризм и культура", "Сельский туризм", "Активный и рекреационный туризм", "Инновации в туризме". Авторы лучших проектов получат региональные гранты - не более 50 процентов от проектного бюджета и не более 150 тысяч рублей.

    - Отдельный конкурс, направленный на развитие и совершенствование туристского рынка региона, поддержку и стимулирование частных и общественных инициатив, на Новгородчине проводится впервые, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию председатель комитета по туризму Новгородской области Сергей Флюгов. - Все инициативы, представленные на конкурс, должны быть инновационными, нести в себе новизну. Кроме того, в рамках отдельной номинации "Инновации в туризме" будут рассматриваться проекты, направленные на создание и использование новых мультимедийных технологий в туристской деятельности, развитие системы информационного продвижения туристского продукта Новгородской области на внутреннем и международном рынках, разработку туристских брендов муниципальных образований региона.

    Как рассказал Сергей Флюгов, сейчас существуют две тенденции инновационного развития мирового туристского рынка. Первая связана с массовым отказом от услуг туроператоров и уходом туристов в Интернет, где можно полностью спланировать отпуск: забронировать отель, купить билеты на автобус или самолет, составить карту достопримечательностей, приобрести билеты на спортивные и развлекательные мероприятия.

    - Турагентствам смерть пока не грозит, однако уже сейчас с помощью Интернета свои путешествия планируют, по разным оценкам, больше 60 процентов туристов, - продолжает Сергей Флюгов. - Этот курс ощутим и в Новгородской области, достопримечательности которой в последние годы посещает больше и больше индивидуальных путешественников.

    Вторая тенденция заключается в востребованности интерактивного продукта. На туристском рынке все хуже продаются "голые" объекты культурного наследия, и все лучше - объекты, вокруг которых создается какое-либо действие. Речь идет и о световых шоу в долине египетских пирамид, и о театрализованных шоу в Новгородском кремле с погружением путешественников во времена новгородского вече.

    Интерес к камням

    Яркий пример внедрения инноваций в туризм - проект "Русь глубинная", предполагающий продвижение и пиар, в том числе и с помощью интерактивных технологий, четырех новгородских исторических объектов. Это Рюриково Городище, музейный комплекс "Княжая Гора" в Передольском погосте Батецкого района, Театр времени на Троицком раскопе и музейный комплекс "Славянская деревня X века" в Любытинском районе.

    По словам губернатора Новгородской области Сергея Митина, уже сейчас крупнейшие скандинавские музеи эпохи викингов подтвердили свое намерение принимать участие в формировании экспозиции новгородских памятников.

    Пока объем туристского потока демонстрирует, что в сознании российского и иностранного туриста Новгородская область не воспринимается как популярная туристская дестинация. Ежегодно регион посещают порядка 280 тысяч туристов и 710 тысяч транзитных посетителей, что меньше, чем в Ленинградской и Вологодской областях, которые предлагают похожий продукт. Вклад туризма в региональную экономику с учетом смежных отраслей составляет 3,6 процента, среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц - менее 0,4 процента, а на тысячу жителей приходится пять качественных гостиничных мест. Для сравнения: в Тверской области гостиничный показатель составляет 6,5 места, в Ленинградской - 7,7, в Санкт-Петербурге - 9, а в Москве он достигает 10 мест.

    Встали на "сегвеи"

    Как отмечают эксперты "РГ", туристская привлекательность региона вытекает из трех составляющих: туристского продукта (культурных, исторических и природных ценностей, организуемых событий и мероприятий), инфраструктуры (гостиниц, транспорта, предприятий общепита) и коммуникативной базы, которая связывает между собой первые два элемента.

    При этом привлекательность региона значительно увеличивают инновационные технологии, используемые при формировании коммуникативной базы. К примеру, сейчас в Новгородской области работают над созданием электронной туристской карты и ведут переговоры о взаимном включении перечня достопримечательностей Новгородчины, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в электронные базы региональных информационно-туристических центров. Чтобы турист, планирующий поездку в Северную столицу, узнал заодно о Новгородской области, и наоборот.

    Как отметила независимый эксперт по туризму из Санкт-Петербурга Татьяна Гаврилова, в город на Неве инновационный туризм пришел в виде необычных, ранее не фигурировавших на рынке туристских продуктов. К примеру, одна из петербургских компаний планирует организовать в городе систему водного транспорта. Экскурсию по Петропавловской крепости теперь можно совершить не только пешком, но и на "сегвеях" - электрических самокатах с двумя колесами. А полулегальные экскурсии по крышам, которые уже несколько лет устраивают в Северной столице небольшие частные конторы и индивидуальные проводники, городские власти в скором времени планируют вывести из тени. Идею молодежной коллегии при правительстве Санкт-Петербурга - оборудовать смотровые площадки и составить безопасный экскурсионный маршрут по пяти-шести наиболее любопытным городским крышам - поддержал губернатор Георгий Полтавченко.

    - Туристы меняются, меняется и их представление о туристических продуктах, - рассуждает Татьяна Гаврилова. - Компаниям, желающим остаться на рынке, необходимо соответствовать запросам клиентов. Сейчас об инновационном туризме идет множество разговоров, совершаются первые шаги в этом направлении. В ближайшее время, как мне кажется, на рынке будет появляться все больше туров, экскурсий, объектов, событий, которые можно отнести к туристическим инновациям.

    Комментарий

    Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:

    - Туризм - это не высокотехнологичная и не наукоемкая отрасль, она основана на традиционных турпродуктах, средствах передвижения и размещения. Поэтому туристические инновации, как мне кажется, могут формироваться только в рамках коммуникативной базы. К примеру, в виде электронных систем по бронированию и покупке билетов, электронного документооборота. Кстати, процент туристов, которые активно пользуются современными средствами приобретения туристических услуг, в последние годы действительно растет. Мы можем судить об этом, опираясь на информацию консульств, которые принимают визовые заявки как от туроператоров, так и от индивидуальных путешественников.

    Зачастую, когда применяется термин "инновации в туризме", имеется в виду кластерный подход, при котором в отдельных регионах формирование точек роста исходит из географических возможностей и состояния инфраструктуры. А инновационный туризм, по моему мнению, - это просто красивая формулировка. За ней, так или иначе, стоят традиционные туристические понятия, которые предполагается развивать какими-либо современными способами.

    Поделиться