Тамара Рохо: В Европе предпочитают классику в исполнении русского балета

На исторической сцене Большого театра 21 и 22 мая состоится вручение так называемого балетного "Оскара" - приза "Бенуа де ла Данс", который вручается за выдающиеся работы в области хореографии, созданные в минувшем году. Его номинантов можно будет увидеть на отдельном гала-концерте звезд балета. И в этот раз в Большом пройдет традиционный благотворительный гала-концерт "Звезды Бенуа де ла Данс - лауреаты разных лет". В эти дни в Москву съезжаются звезды балета всего мира, в числе которых член жюри фестиваля Тамара Рохо. Накануне своего приезда арт-директор Английского национального балета и легендарная испанская балерина ответила на вопросы "РГ".

В списке номинантов на приз Benois de la danse-2013 бросается в глаза большое количество российских имен. Как вы считаете, это отражает текущую ситуацию в мировом балете?

Тамара Рохо: Ну, во-первых, не будем забывать, что этот фестиваль проходит в России. Но, конечно, причина и в том, что у вас по-прежнему прекрасная балетная школа и вы выпускаете большое количество танцоров, причем хороших танцоров. Россияне сейчас танцуют по всему миру. В прежние времена они были в нескольких русских театрах и соревновались друг с другом, но теперь, например, только моя компания - Английский национальный балет - может выдвинуть на премию двоих россиян, и, думаю, также обстоит дело с балетными коллективами в других странах мира.

Как вы считаете, российский балет по-прежнему силен классикой или и современными постановками?

Тамара Рохо: Мне кажется, что по историческим причинам, я имею в виду тот факт, что вы так долго были изолированы от остального мира, ваша современная хореография пока не успела развиться так, как в Европе, поэтому люди все еще предпочитают классику в исполнении русского балета. Когда Большой театр или Мариинский театр приезжают с гастролями, они в основном привозят классические постановки. Публике это очень нравится, ведь классика - это в некотором смысле беспроигрышный вариант: люди, потратив деньги на билет, хотят увидеть то, что они уже знают и любят, - это прекрасная музыка, хорошая хореография.

А каковы предпочтения российской публики? Вам случалось выступать перед нашими зрителями. Отличается ли их реакция на балет от реакции британцев?

Тамара Рохо: Британцы более спокойные. Они предпочитают в балете некую повествовательную историю, такую как "Манон" или "Майерлинг" - такова их национальная традиция. Российская же публика более эмоциональная и у нее другие предпочтения: классические постановки. Хотя сейчас это тоже начинает меняться, многие люди интересуются новыми вещами. Но большинство российских зрителей объединяет любовь к шагам, к технике. Им нравятся традиционные балетные постановки, такие, как "Спартак", например, где мужчины делают большие шаги и движения. Россияне любят акробатическую сторону балета. Вообще в разных странах мира публика очень разная. Например, кубинские и американские зрители очень шумные. Они кричат, реагируют так эмоционально!

Когда вы танцуете, вы чувствуете эту энергетику зрительного зала, его реакцию? Это помогает или мешает?

Тамара Рохо: Конечно чувствую! Весь смысл нашей профессии в сообщении залу неких эмоций и возможности получить ответные эмоции. Это и значит быть артистом. Для меня не было бы смысла жить и танцевать на сцене, если бы я не чувствовала зрительный зал. И реакция зала необязательно должна быть слышимой. Громкое проявление эмоций совершенно не значит, что зритель сконцентрирован, иногда это означает лишь экспрессивность его характера. Например, британцы от природы более сдержанны, но ты понимаешь, что они следуют за тобой, когда ты танцуешь большую эмоциональную драму, например, из репертуара Кеннета Макмиллана или Фредерика Эштона. Ты чувствуешь, что они оставили позади свои каждодневные проблемы, свою работу, свои семьи, что они действительно погружаются в историю, которую ты им рассказываешь.

Почему вы - Аврора из "Спящей красавицы" и Фея из "Щелкунчика" на сцене Английского национального балета решили стать его художественным руководителем?

Тамара Рохо: Я хотела изменить что-то большее, чем свою собственную карьеру. Сделать что-то более масштабное, чем я сама, что-то, что станет наследием на долгие годы, что поможет многим артистам, сформирует нового зрителя, новые работы, новую хореографию... И я понимала, что для этого я должна стать арт-директором - я не смогла бы достигнуть всего этого лишь танцуя.

А это не мешает вам танцевать?

Тамара Рохо: Нет, я обнаружила, что я могу заниматься и тем и другим, полностью концентрируясь на том, что я делаю в данный момент. Вообще это часть работы балетного артиста: когда ты танцуешь в пяти разных постановках в один и тот же период времени, ни одна из них не должна отвлекать тебя от другой. Более того, узнавая больше, смотря на постановки с другой точки зрения, я получаю более широкую перспективу того, что я делаю, как балерина.

Сразу после назначения арт-директором вы обещали, что будете предпринимать рискованные шаги. Начало положено?

Тамара Рохо: Да, я уже показала в Лондонском театре "Колизей" новую постановку "Экстаз и смерть", состоящую из трех частей: "Маленькая смерть" Иржи Килиана, "Юноша и смерть" Ролана Пети и "Этюды" Харальда Ландера. В следующем году мы планируем представить публике работу четырех британских хореографов. Я также ввела в репертуар балет "Корсар", который никто не ставит в Британии. Так что, можно сказать, я уже приняла много рискованных решений, но зрителям это нравится. Пока что мы слышали только позитивные отзывы.

Будучи в жюри Benois de la danse-2013, не планируете присмотреться к номинированным на награду артистам и хореографам?

Тамара Рохо: Почему нет? Мне очень интересно посмотреть, кто эти номинанты. Одна из положительных сторон участия в таких фестивалях - возможность увидеть, что делает остальной мир.