Новости

Налоговые преференции влетают государству в копеечку
Предоставление налоговых льгот компаниям не приносит экономической выгоды и только приводит к выпадающим доходам бюджетной системы. Такое мнение высказал в своем докладе аудитор Счетной палаты РФ Валерий Горегляд на парламентских слушаниях, посвященных "Основным направлениям налоговой политики на 2014-2016 годы". "В настоящее время по налогу на прибыль установлено в общей сложности 128 преференций. Выпадающие доходы бюджетной системы в результате их применения за 2010-2011 гг. и первую половину 2012 года составили свыше одного триллиона рублей. Однако практического результата эти меры не дали", - сообщил Горегляд.

Среди самых неэффективных преференций аудитор назвал возможность переносить убытки на последующие периоды при исчислении базы по налогу на прибыль. Только по двум организациям межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам таким путем сформирован переносимый убыток на сумму почти 19 млрд рублей", - говорит Горегляд. Вопросы у аудитора вызвало и применение амортизационной премии. "За проверяемый период (2009-2012 гг.) ежегодный рост расходов на капитальные вложения, по которым применяется премия, составил от 24,1% до 37,7%. Реальный ввод основных фондов снизился на 23%, а коэффициент обновления - с 4,4% до 3,7%", - сообщил Горегляд.

Причину неэффективности льгот аудитор видит в том, что предоставление преференций компаниям никак не связано с результатами их работы. В теории государство дает льготы для развития бизнеса и последующего увеличения налоговых поступлений, инвестиций, количества рабочих мест. Однако никакого отчета по достигнутым показателям с компаний не спрашивают.

Аналитик финансовой компании "AForex" Нарек Авакян в целом считает выводы Счетной палаты верными: "Многие преференции российского бизнеса выглядят неоправданно и не способствуют росту экономической активности. Схемы снижения налоговой базы используются для незаконного уклонения от уплаты налогов. Необходимо предъявлять конкретные требования под использование механизмов снижения налоговой базы. Это позволит повысить прозрачность налоговой политики и увеличить эффективность деятельности предприятий в целом". О необходимости ужесточать требования к предоставлению льгот говорит и Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик": "Налоговые льготы направлены на стимулирование необходимых обществу и государству действий бизнеса (например, модернизации производства, сертификации продукции, безопасности труда и т. п.). Но на деле оказывается, что предоставление льгот не приносит тех результатов, которые ожидались. Причиной тому могут быть недостаточно четкие требования к тем организациям, которые претендуют на уменьшение налога. Это позволяет компаниям получать экономию на налоге и ничего не вкладывать в общественно необходимые дела".

При этом ряд экспертов считает, что ожидать выраженных в конкретных цифрах результатов от налоговых льгот неправильно. Советник председателя совета директоров АКГ "Градиент Альфа" Вадим Ткаченко поясняет: "Любые налоговые льготы - это как транспортные развязки и магистрали. Расходы на их создание и поддержание не всегда несут прямой экономический эффект, но они необходимы для развития страны. Также наличие налоговых льгот позволяет существовать бизнесу в России. Если мы откажемся от предоставления права переносить убытки по налогу на прибыль на будущие периоды, то на малом и среднем бизнесе можно будет поставить крест, не говоря уж о стартапах. А что касается амортизации и премий к ней, то это основной столп модернизации бизнеса и компаний. И если кто-то злоупотребляет такой льготой, это не повод отменять преференции в масштабах всей страны". Эту точку зрения поддерживает Алексей Завалев, директор по правовым вопросам "3М Россия": "Важно понимать, что большая часть налоговых льгот не может приносить исчисляемого положительного экономического эффекта, так как имеет социальный характер, к примеру, налоговое стимулирование ведения образовательной и медицинской деятельности или производство социально значимых товаров, либо носит долгосрочный характер, как стимулирование сельского хозяйства и малого предпринимательства".

Эксперты указывают на то, что сокращение количества льгот в сложившейся экономической обстановке крайне опасно. "Попытками уменьшения налоговых льгот и преференций мы добьемся только увеличения оттока капитала из России и вывода многих компаний не только в офшорные и квазиофшорные зоны, но даже в юрисдикции, где налоговая нагрузка выше, но преференции позволяют получить оптимальный налоговый климат", - объясняет Вадим Ткаченко. Парадокс заключается в том, что при наличии неоправданных льгот или тех, которыми за время их существования не воспользовалась ни одна организация, наблюдается дефицит преференций в отдельных направлениях. "Нет ни одной льготы, которая стимулировала бы бизнес активнее инвестировать в собственное производство, что необходимо для снижения зависимости бюджета от цен на природные ресурсы. Почти нет льгот для малого бизнеса, которые помогли бы развиваться не только тем, кто занят в IT-сфере и инновациях", - говорит Сергей Варламов.