Людмила Сычевская, начальник Управления по организации работы фармацевтических учреждений и предприятий Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга
Аптечная сеть Санкт-Петербурга состоит только из коммерческих аптек, в городе нет ни унитарных, ни муниципальных предприятий, однако это не мешает организации работы по лекарственному обеспечению. В прошлом году была своевременно проведена конкурсная процедура на оказание услуги по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Победителем было признано ОАО "Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга", привлеченный соисполнитель по отпуску лекарственных средств - ОАО "Петербургские аптеки". На момент подписания контракта были определены 42 аптеки, которые осуществляли отпуск лекарственных препаратов льготным категориям жителей Санкт-Петербурга. Однако жители отдельных районов города жаловались на то, что аптеки находятся слишком далеко от мест проживания. Подобные претензии высказывали и депутаты, и представители общественных организаций. Поэтому мы совместно с ОАО "Петербургские аптеки" предприняли меры по повышению доступности лекарственного обеспечения. Так, в апреле 2013 года был открыт 43-й пункт отпуска в аптеке рядом со станцией метро "Гражданский проспект". Готовятся договоры аренды на новые социальные аптеки в Калининском и Петроградском районах, которые будут обслуживать только льготные категории граждан. На очереди - открытие пункта обслуживания льготников в действующей аптеке рядом со станцией метро "Московская". В течение года работа будет продолжена в двух направлениях: открытие льготных отделов в работающих коммерческих аптеках ОАО "Петербургские аптеки" и заключение договоров аренды на новые помещения.
Количество жалоб от жителей города в 2013 году снизилось. Изменилась и их структура. Если в прошлом году поступали жалобы на очереди в аптеках, то сейчас эта проблема почти решена: в аптеках открыли больше окон отпуска - там, где было два, открыли три-четыре. Кроме того, во всех аптечных предприятиях внедрен новый программный продукт и сканирующие устройства, которые позволяют ускорить обслуживание очереди, значительно сократить время ожидания. На обслуживание одного рецепта уходит в среднем около двух минут. В двух аптеках внедрена система электронной очереди. Все вновь открываемые льготные отделы также будут оборудованы терминалами электронной очереди.
В 2013 году в системе обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) в Санкт-Петербурге обслуживается 172 282 человека, не отказавшихся от набора социальных услуг, что составляет 22% от всех федеральных льготников. Это в основном инвалиды, особо нуждающиеся в дорогостоящих лекарствах - в среднем на 7 тыс. рублей в месяц при имеющемся нормативе финансовых затрат на одного человека в 638 рублей в месяц. Кроме того, в городе есть и региональные льготники, сейчас их 408 614 человек. По федеральной программе "7 нозологий", которая предусматривает обеспечение высокозатратного лечения тяжелых хронических заболеваний, препараты получают около 5600 человек.
Согласно Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в полномочия субъектов РФ включено обеспечение лекарственными препаратами больных редкими (орфанными) заболеваниями, что породило проблемы финансового характера, учитывая крайне высокую стоимость лечения этих заболеваний. Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму законопроект о передаче этих полномочий на уровень Федерации, однако он был отклонен. В настоящее время пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
По состоянию на апрель 2013 года в федеральный регистр лиц, страдающих орфанными заболеваниями, включено 479 жителей Санкт-Петербурга. Для сравнения, в 2012 году их было 156. В 2011 году было закуплено 5 препаратов на сумму 35 млн руб., в 2012-м - 9 на сумму 139,5 млн руб., на апрель 2013 года уже закуплено 12 препаратов на сумму 162 млн руб. До конца года мы планируем закупить для больных орфанными заболеваниями лекарств на сумму более 450 млн руб., что составит около 33% в общем объеме финансирования.
В 2012 году произошли значительные изменения в организации аукционов по закупкам лекарственных средств по госзаказу. Как известно, два года назад в городе был один поставщик, что не оправдало себя. В 2012 году в аукционах приняли участие более 50 поставщиков, и это позволило значительно снизить цену контрактов вследствие высокой конкуренции. В результате к концу года образовалась значительная экономия средств бюджета, за счет чего мы смогли закупить дополнительно особо востребованные лекарственные препараты, которые перешли в 2013 год. Но проблемы все равно возникали, так как некоторые поставщики не смогли в срок поставить в аптеки необходимые препараты.
Сделав выводы, в 2013 году мы изменили организацию закупок. Было принято решение закупать препараты не на полугодие, а на более длительный период: отдельные наименования - на весь год, а большинство препаратов - на 9 месяцев. Лишь сахароснижающие препараты и инсулины закупаем на полгода, в зависимости от ситуации по препарату в текущем году. Поэтому сейчас положение с наличием препаратов в аптеках по сравнению с прошлым годом значительно улучшилось.
А чтобы не создавать в аптеках ажиотажного спроса на препараты в начале года, мы просили врачей выписать пациентам на январь-февраль 2-3-месячную потребность лекарств. Такая мера себя оправдала. Количество жалоб на отсутствие каких-то препаратов в аптеках значительно сократилось: в этом году за четыре месяца их поступило 648, а в прошлом за тот же период - 915. Большая часть жалоб связана с тем, что в соответствии с действующим законодательством закупки лекарственных препаратов проводятся по международным непатентованным наименованиям (МНН), а не по торговым названиям. Многих пациентов это не устраивает, поскольку аукционы выигрывают разные производители одного и того же МНН, и препараты постоянно меняются. Если речь идет о лечении тяжелых хронических заболеваний, например, психических расстройств или диабета, остояний после трансплантации органов, то многие не только больные, но и врачи при отсутствии практики применения опасаются переходить с одного наименования на другое. Кроме того, перевод пациента даже на тот же препарат другого производителя весьма затратен, так как новая схема лечения зачастую подбирается в стационаре.
Здесь, конечно, необходим индивидуальный подход. Мы с привлечением самых квалифицированных врачей и экспертов провели анализ того, какие лекарства стоило бы закупать по торговым наименованиям. Получилось не так много наименований по отдельным группам заболеваний: в основном, это психические расстройства, гемофилия, диабет.
В этом году принят закон о федеральной контрактной системе, который, видимо, серьезно изменит порядок закупок лекарственных препаратов. Уже сейчас можно сказать, что новая система позволит повысить требования к поставщикам лекарственных препаратов.
Мы на пороге больших перемен, которые будут непростыми. Но к ним мы готовы, если это будут перемены во благо пациентов, которым нужны высококачественные, эффективные и безопасные препараты.