Михаил Смирнов, Главный режиссер театра "Буфф", заслуженный артист России:
- Думаю, что все надо делать комплексно. Если запрещать продажу спиртных напитков лицам до 21 года, да еще и вводить для них штрафы, о чем "РГ" пишет на 4-й полосе, то надо запретить и жениться, и служить в армии до достижения этого возраста. Если мы считаем, что человек созревает только к 21 году, то вполне логичен всесторонний подход. Иначе как можно в 19 лет пригласить гостей на свою свадьбу и при этом не иметь возможности купить и выпить шампанского? А как молодым людям знакомиться с девушками, если их нельзя по-человечески пригласить в ресторан или кафе?
Я помню, что было во времена горбачевской антиалкогольной кампании. В бутылки из-под сухого вина тогда наливали водку. Кроме того, я прекрасно помню, как ее продавали по талонам. В итоге даже те, кому водка была не нужна, все равно ее покупали. У меня дома был заставлен бутылками с ней весь угол, и это при том, что сам я практически не пью. Посудите сами: если бы вам выдавали талоны, то что бы вы стали с ними делать? Естественно, что мы приобретали по ним этот крепкий напиток с тем, чтобы обменять его на что-нибудь другое.
Я убежден, что для реального решения проблемы алкоголизации страны необходимо повышать уровень жизни народа. То есть что бороться надо не с богатыми, а с бедностью. Что же касается привития моральных ценностей, то делать это насильственно очень тяжело. Здесь есть множество разных факторов, таких как семья, религиозное воспитание и опять же материальный достаток. И если повысить благосостояние граждан, то им будет что передавать по наследству. Ужас советской системы заключался в том, что людям нечего было оставить своим детям, так же как в древней Спарте, где кроме своего меча и сандалий передать что-либо своему сыну было невозможно. Конечно, рассуждать о высоких материях хорошо, вот только думаться будет лучше на сытый желудок.
Ну а бытующий стереотип о русских как о народе, который пьет больше всех остальных, не соответствует действительности. К примеру, шведы не меньшие пьяницы, чем мы, не говоря уже о финнах. А во Франции без стакана красного вина в голове никто просто не выходит на улицу. Вопрос в том, что же нужно предпринять, чтобы и наши соотечественники ограничивались стаканом хорошего вина, а не пили водку целыми бутылками? В ответ на этот вопрос у меня возникает другой: а много ли вы видели спивающихся богатых успешных людей? Даже если таковые и существуют, то мы за них как-то не очень переживаем. Захочет - бросит пить сам или пойдет лечиться, ведь у него есть для этого все возможности. Куда больше мы волнуемся за тех, кто пьет дешевую бормотуху и помирает в канавах. То есть за низшие слои населения. Вот их-то и надо изо всех сил вытаскивать наверх.