Новости

22.05.2013 00:36
Рубрика: В мире

Под колпаком у дяди Сэма

Телеканал "Фокс ньюс" возмущен действиями ФБР
В США разгорается очередной скандал вокруг слежки за журналистами со стороны спецслужб. ФБР контролировало шефа вашингтонского бюро телеканала "Фокс ньюс".

Как написала газета "Вашингтон пост", в 2010 году Федеральное бюро расследований вело слежку за Джеймсом Розеном, пытаясь установить, откуда пошла утечка секретной информации по Северной Корее. Речь шла о просочившихся в СМИ деталях служебного отчета о подготовке Пхеньяном дополнительных ядерных испытаний. Американские спецслужбы подозревают, что сведения "слил" сотрудник Гоcдепа США Стивен Ким, который теперь находится под следствием. Его дело может быть передано в суд.

Известно, что агенты ФБР следили за тем, как часто Розен созванивался с дипломатом, перехватывали электронную почту журналиста и фиксировали его присутствие в здании внешнеполитического ведомства.

"Мы были возмущены, узнав о том, что Джеймс Розен был назван соучастником предступления только за то, что выполнял свои профессиональные обязанности", - заявил вице-президент телеканала Майкл Клементе. По его словам, "пугающие" действия властей - не что иное, как покушение на свободу СМИ.

100 репортеров могли оказаться под слежкой минюста США в рамках только одного дела

Это уже второй подобный скандал в США за последние несколько дней. Накануне выяснилось, что при расследовании другого дела об утечках минюст США затребовал от телефонных компаний сведения о переговорах репортеров главного информагентства страны Associated Press. Речь шла о звонках с мобильных, домашних и рабочих телефонов с двадцати линий, в том числе в бюро AP в Нью-Йорке, Вашингтоне и Хартфорде (штат Коннектикут). Точное число журналистов, оказавшихся под слежкой, неизвестно, но их могло быть около сотни. Она велась в апреле и мае прошлого года.

В поле зрения спецслужб попало сообщение AP о деталях операции ЦРУ в Йемене, где удалось предотвратить теракт на борту пассажирского лайнера. По "джентльменской" договоренности с Белым домом, агентство придержало публикацию до того, как власти официально объявили об успехе. И все-таки ЦРУ совместно с минюстом принялись выяснять, откуда "растут ноги".

Юридическая служба AP была уведомлена о действиях властей уже постфактум. Президент и исполнительный директор агентства Гари Прюитт прямо обратился с "письмом протеста" к главе минюста и генпрокурору США Эрику Холдеру. В нем говорится, что подобное вмешательство в деятельность СМИ, к тому же без всякого предварительного уведомления, грубо нарушает первую поправку к конституции США, гарантирующую свободу слова. Эксперты признают: это противоречие между интересами государства и "четвертой власти" существует очень давно, а действенного законодательства, которое помогло бы обеспечить баланс, до сих пор не принято.

В американском журналистском сообществе хорошо помнят, как в 2008 году директор ФБР Роберт Мюллер лично позвонил главным редакторам газет "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", чтобы извиниться перед ними за прослушку журналистов, которая велась за четыре года до того. "Это был редкий момент в отношениях между правительством и медиа", - признают в СМИ. И совсем неочевидно, что после череды нынешних скандалов власти США пойдут на подобный шаг.

В мире США
Добавьте RG.RU 
в избранные источники