22.05.2013 23:05
    Поделиться

    Общественное ТВ отчиталось о первых 100 часах работы

    Подвести первые итоги и поделиться своими проблемами, которых пока намного больше, нежели удач, в "Российскую газету" пришли Генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко, его  заместитель  - программный директор Станислав Архипов - и молодые модераторы  - лица канала, телеведущие Александра Шуб и Антон Альхимович.

    Рабочий разговор показал, что уже ясно на сегодняшний день. По словам Анатолия Лысенко, расчет на сюжеты и фильмы из провинции оправдывает себя пока не в полной мере, сложности появились с техническим несовпадением формата (запись изображения и звука), да и не все регионы готовы предоставлять свою продукцию бесплатно, а денег на закупки не хватает. Очень трудно найти художественные фильмы для показа, многие уже куплены другими каналами, или возникает сложность с поиском правообладателей. Еще одна сложность - фильмы содержат столько нецензурной лексики, что запикивать пришлось бы большую часть показа.

    Как показал диалог в "РГ", основная проблема ОТР  осталась прежней -  нехватка денег. Руководство канала уверено, что средства на содержание и развитие канала должны выделяться из бюджета, и в этом нет ничего стыдного, ведь это, по сути, и есть народные деньги. Разумной Лысенко кажется и идея о специальном налоге на телевидение, которая уже обкатана в мировой практике.

    Что касается прямого сбора средств у населения, то, по данным соцопроса, только 13 процентов граждан готовы платить за телевидение, но это еще не значит, что они будут платить за телеэфир в реальности. Сбор средств у народа Анатолий Лысенко красочно представляет как спецоперацию ОМОНа с прикрытием на вертолетах.

    Не устоялось пока и новостное вещание. На ОТР знают, что хотят принять на вооружение концепцию хороших новостей, не избегая при этом громких трагедий. Но с учетом того, что канал "неформатный" и самим руководителям сложно понять, в какое время должны выходит новостные блоки по 10 - 13 минут, как распределять новости, если учесть, что все выпуски так или иначе попадают под взгляд аудитории подростковой и детской. Пока в активе канала то, что за первые дни вещания на ОТР вышло 82 сюжета практически со всей России.

    С тем, чтобы понять, кто смотрит ОТР - тоже сложности, ведь измерения ведутся лишь с аналоговых телевизоров, а ОТР транслирует сигнал в цифровом формате. Остается лишь надеяться на то, что аудиторию Общественного телевидения измерят социологические компании. Но и с этим не все гладко: пока что  ее никто не измеряет, только сделан заказ.


    Еще одна проблема - сложность к подключению сигнала. По закону, все спутниковые и кабельные вещатели должны включить ОТР в свои пакеты бесплатно, но на практике, некоторые из них предпочитают оставить в первых рядах каналы платные, ну а ОТР транслировать в последних рядах. 173-м или 200-м по счету (такое зафиксировалось в Ленинградской области).

    Но не все так мрачно: есть и удачи. В региональную сеть ОТР вошли 100-120 человек стрингеров на местах, 80 региональных компаний предоставляют свою продукцию по контракту. Все ведущие канала - не москвичи, и, как говорит Лысенко, это не подстроено, строгий кастинг проходили все кандидаты. Из того немного, что гендиректору на канале нравится, он выделяет именно молодежь:

    - Молодые красавцы - модераторы эфира на своих плечах вытаскивают наше вещание. Надеюсь, что они станут настоящими хозяевами пространства телевещания и будут идти по нарастающей, что на них будет все больше ложится и информационная функция, что они будут напоминать в эфире о событиях и людях, без которых было бы тяжело жить всем нам.

    В планах ОТР - производство документальных картин и исторических сериалов, правда, заявки на эти темы внутри редакции ОТР негласно решили не принимать до августа 2013 года.

    На повестке дня ОТР - делать телевидение о людях, которые занимаются конкретными делами. Например, как актер Гоша Куценко, который сам создал организацию в помощь детям с задержками развития психики, или как военные волонтеры, занимающиеся и тушением пожаров и помощью пожилым людям.

    - Из них и сплетается гражданское общество, - уверен Анатолий Лысенко, - из тех людей, которые, не дожидаясь указки государства, сами делают дело. Мы будем поднимать не общие, а конкретные проблемы, будем максимально использовать возможность рассказать о малых делах, ведь с них все и начинается.

    Определились ли вы с аудиторией, кто и как смотрит ОТР?

    Анатолий Лысенко: Сам зритель еще не знает, чего он хочет от ОТР, от телевидения вообще. Месяцев пять назад мы рисовали первую сетку канала, никогда мы не действовали в такие короткие сроки. Сейчас мы работаем приблизительно из 4-х - 5-ти мест, в некоторых я даже не смог побывать - посмотреть, потому что офисы находятся на четвертом этаже и без лифта. База в "Останкино" будет готова к середине июня - началу июля. Месяц нам потребуется, чтобы обжиться и еще месяц на перевозку декораций. Поэтому, примерно с 1 сентября мы начнем вещание уже не в тестовом, а в нормальном режиме.

    Выполнить все пожелания зрителя невозможно. Вчера я посмотрел заявки на сайте. Кто-то требует, чтобы дали слово лидерам оппозиции, кто-то наоборот просит не допускать их до эфира.  Кто-то настаивает: немедленно включите в программу бразильские сериалы, следующее сообщение - никаких сериалов, стрельбы, хочу больше обсуждения серьезных вопросов.

    По сути дела, все наши зрители правы. Зритель у нас разнохарактерный, требовательный, и, к сожалению, наш зритель не привык к длинным передачам, потому что все современное телевидение построено на клиповом принципе. Когда человеку предлагают 40 минут обсуждения на серьезную тему - ему трудно.

    С другой стороны, мы никогда бы не могли подумать, что людям будет интересна программа о том, как в нашей стране принимают законы, каким образом идеи приходят в головы авторов, и как работают уже принятые правовые нормы. Сделать такую программу трудно, но это будет интересно.

    На данный момент мне ясно, что наш зритель должен еще устояться, кто-то должен понять, что это его канал, а кто-то - решить для себя, что он никогда его смотреть не будет. Ясно и то, что мы рассчитываем на зрителя умного, требовательного, политически активного, желающего разобраться в том, что происходит в стране. Сейчас рядовой зритель в целом относится к нам благожелательно, телевизионное сообщество - в состоянии ожидания, телекритики думают, что надо бы облаять, но пока не понятно, за что.

    На что и как вы потратили выделенные вам средства?

    Анатолий Лысенко: Как вы знаете, нам выделили хозяйственное помещение в "Останкино", там, где раньше находилась кухня. Хорошее помещение, правда, там окон нет. И выделили 1,5 млрд рублей. Деньги пришли в конце декабря. Техническое обеспечение канала нам сделали "за обещание уплатить". "За обещание уплатить" мы стали набирать мизерное количество сотрудников. Из выделенных средств почти 700 млн. ушли на создание технической базы, которая окончательно будет готова где-то к середине июня. Кредит, взятый у государства, на данный момент мы вернули полностью, хотя нам все советовали его не возвращать. Но в результате, естественно, денег не хватило, потому что у нас нет библиотеки, запасов передач, все надо закупать. Первый канал и ВГТРК нам пошли на встречу и что-то дали. Отсюда и выстроился цикл вещания, мы показываем 8 часовой блок 3 раза в сутки.

    В августе - сентябре деньги кончатся, и я для себя вижу три сценария развития. Первый - выгонят меня, второй - закроют канал, третий - найдут деньги. Что будет выбрано - не знаю. Моя семья радостно ждет первого варианта, кто-то надеется на второй, я почему-то рассчитываю на третий.

    Поделиться