В прошлом году хорошие баллы по русскому языку набрали 87% выпускников (от минимума до 80 баллов), а на математике таких школьников было уже 93%. Зато и двоечников было втрое больше, чем на русском. Досрочная волна ЕГЭ показала: во многих регионах школьники хуже всего написали тесты по русскому языку. И как обычно, не обошлось без нарушений. Были случаи, когда ученики приносили на экзамены мобильные телефоны с выходом в Интернет. За что школьников выгнали с экзамена, а их работы аннулировали.
По дополнительным предметам в прошлом году больше всего высокобалльников было на английском языке, информатике, химии и географии. Чуть отстают литература и история. Меньше всего самых высоких оценок школьники получили на физике и обществознании.
Точных данных о том, какие дополнительные предметы выбрали выпускники в 2013 году, пока нет. Но, скорее всего, это будет, как и прежде, обществознание, физика, химия, биология, история. В последние годы выпускники охотно и, надо сказать, успешно, сдают иностранные языки. Реже всего выбирают географию и литературу.
Как сдать ЕГЭ по русскому на 100 баллов?
Андрей Нарушевич, завкафедрой русского языка Таганрогского пединститута им. Чехова, учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ.
- Прежде всего выпускникам надо ознакомиться с критериями, по которым будет оцениваться творческая часть (часть С) - сочинение-рассуждение. Эксперт, проверяющий сочинение, оценивает, сумел ли ученик сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста, высказал ли собственную позицию, подкрепив ее двумя своими аргументами. Поэтому для того, чтобы успешно выполнить часть С, надо внимательно прочитать текст, который может быть как публицистическим, так и художественным. В нем будет подниматься вопрос, волнующий автора, это и есть так называемая проблема.
С позицией автора можно, конечно, и не соглашаться. Старшеклассники находятся в таком возрасте, когда хочется со всеми спорить, но я бы не советовал этого делать. Не надо отрицать очевидное. За все годы я лишь два раза видел на экзамене тексты, с авторами которых готов был бы поспорить.
Самое трудное в части С - комментировать проблему и аргументировать собственное мнение. При написании комментария необходимо показать, как именно, на каких примерах автор раскрывает проблему, проанализировать ход авторской мысли. Аргументируя свою позицию, следует упомянуть героя какого-либо художественного произведения, его мысли, слова, поступки, так или иначе связанные с проблематикой сочинения.
Бывает, школьники сами придумывают писателя и его несуществующие произведения. Этого тоже не советую. Эксперты все проверяют.
В регионах выпускники иногда ссылаются на то, что указали автора, произведения которого еще не переведены на русский язык. Это не аргумент. Не так много у нас поэтов и писателей, чтобы эксперты на местах кого-то не знали. Такие хитрости ни к чему. В произведениях Тургенева, Достоевского, Чехова, Толстого можно найти ответы на любые вопросы.
Опыт показывает: наши выпускники плохо справляются с пунктуацией, не выделяют деепричастные и причастные обороты, вводные слова; не знают, как ставить знаки препинания в сложном предложении. Но если речь идет о приложении, которое можно выделить и запятыми, и тире, никто к вам придираться не будет. Максимально высокая оценка может быть поставлена, даже если вы допустили одну негрубую орфографическую и пунктуационную ошибку.
Советую перед экзаменом повторить разряды местоимений, служебные части речи, типы связи слов в словосочетании, типы односоставных предложений, классификацию сложноподчиненных предложений. Нужно уметь находить обособленные члены предложения, знать, что такое лексические и синтаксические средства выразительности.
Задания части А и В на ЕГЭ по русскому выполнить не так уж и сложно. Теорию наши школьники знают довольно хорошо, но беда в том, что с реальной грамотностью дела обстоят намного хуже.
Как сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов?
Иван Ященко, руководитель федеральной группы, разработчиков ЕГЭ по математике, ведущий научный сотрудник ФИПИ.
- Пробный экзамен по математике показал: выпускники теряли баллы на простых задачах, решив правильно более сложные. Не все сумели правильно прочитать условие задачи. Допустим, их просили найти точку максимум, а они искали точку минимума. Довольно много было арифметических ошибок.
Еще одна проблема - правильно распределить время. В принципе среднему школьнику 235 минут на ЕГЭ по математике более чем достаточно. Перед ЕГЭ советую потренироваться дома, порешать любые пробные тесты к ЕГЭ, чтобы оценить силы.
Когда высчитывалась продолжительность экзамена по математике, мы буквально с секундомером смотрели, сколько времени требуется на задачу. Например, квадратное уравнение сильный ученик решает за 2 минуты, слабый - за 10. Если вы бьетесь над ним 15-20 минут - бросайте, не тратьте время.
Самые сложные задания - в части С. Это задачи С4, С5, С6. Обычно за задачу С6 берутся немногие. Но сейчас она разбита на 4 пункта, которые оцениваются отдельно. И первый пункт под силу многим ученикам, которые любят решать занимательные задачки. Если вы выбираете, за какую задачу взяться - С4, С5 или С6, беритесь за С6.
Тому, кто без ошибок дошел до части С4 и правильно ее выполнил, гарантировано 85-90 баллов. Задачи С5 и С6 - для тех, кто хочет получить от 90 до 100 баллов.
В последнее время сложности у школьников вызывают задачи по геометрии. В первой части ЕГЭ их 4, все они - по базовому курсу. Во второй части есть задача по стереометрии. Она для тех, кто знает математику на 4 и 5.
Есть еще одна задача - по планиметрии, она иногда имеет несколько решений и надо привести каждое.
Для того чтобы не получить "двойку", надо правильно сделать как минимум пять заданий. Но опыт показывает: для слабых учеников это сложно, так что нацеливаться стоит как минимум на 8-9 заданий. И еще, в последние дни перед экзаменом не надо учить ничего нового - это бесполезно, лучше заняться повторением.
27 мая - русский язык.
30 мая - информатика и ИКТ, биология, история.
3 июня - математика.
6 июня - иностранные языки, физика.
10 июня - обществознание, химия.
13 июня - география, литература.
Русский язык
Информатика и ИКТ
Обществознание
География
История
Литература