Владимир Степанович, как удается в условиях кадрового голода находить квалифицированный персонал для вашего высокотехнологичного производства?
Владимир Маркин: Инновации - одно из ключевых направлений в стратегии развития ОМК. Когда мы реконструируем устаревшие производства, строим новые предприятия, то сразу возникает вопрос: откуда привлечь новых квалифицированных сотрудников. Существовавшая ранее в стране система подготовки специалистов была разрушена, а о престиже рабочей профессии и говорить нечего. Между тем внедрение, а тем более разработка современных технологий невозможны без создания системы подготовки кадров, по своим качествам отвечающих потребностям работодателя. Речь идет в данном случае не только об инженерах, но и о рабочих. Без преувеличения: нехватка высококвалифицированных специалистов - проблема номер один для многих промышленных предприятий. Особенно для тех, где вводятся в строй высокотехнологичные производства. Поэтому мы оказываем финансовую, методическую и техническую поддержку тем учебным заведениям, которые готовят металлургов-инженеров и рабочих для наших предприятий.
Подчеркну, что реализация социальных программ составляет важную расходную статью любой крупной компании. Начиная с 2005 года на социальные проекты наша компания направила более 5 млрд рублей, из которых инвестиции в профильные учебные заведения составляют значительную часть.
То есть вы готовы нести непрофильные расходы для подготовки своих будущих кадров?
Владимир Маркин: Да, мы вкладываем средства и содействуем подготовке специалистов в ряде профильных учебных заведений. Это не благотворительность, делаем мы это осознанно и с конкретной целью: получить на предприятия профессионалов, соответствующих уровню и технологиям производства. Сложное оборудование на наших заводах требует глубоких знаний, высокой квалификации, широкого кругозора персонала. Думаю, что будущее здесь за объединением усилий учебных заведений и работодателя.
Что вы для этого делаете?
Владимир Маркин: Мы поддерживаем Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Московский институт стали и сплавов) и его филиал в городе Выкса Нижегородской области, Выксунский филиал Нижегородского государственного технического университета, филиал Уральского федерального университета в городе Чусовой и Выксунский политехнический колледж. Работу ведем по нескольким направлениям.
Первое - это инвестиции в материально-техническую базу. Так, совместно с МИСиСом мы реализуем проект развития его Выксунского филиала. Отремонтировали здания, построили новые учебные площади, благоустроили территорию. Институт, в свою очередь, оснастил филиал новым учебно-лабораторным оборудованием. Совместно с вузом мы планируем создать в Выксе студенческий городок с новым общежитием для студентов и квартирами для преподавателей. В прошлом году Выксунский металлургический завод выкупил здание филиала института и земельный участок, ранее принадлежавшие администрации Выксунского муниципального района для безвозмездной передачи в федеральную собственность под филиал МИСиСа.
Наша общая цель - создать на базе института и его филиала систему непрерывного образования: техникум - вуз. Эта инициатива принадлежит министерству образования и науки России. Мы ее поддержали. Система позволит за счет наращивания знаний и навыков на один год сократить срок обучения. И как результат - впервые в прошлом году конкурс при поступлении в Выксунский филиал МИСиСа на технические специальности среднего профессионального образования был больше двух человек на одно место.
Можно оснастить классы самым современным оборудованием, но без преподавателя, наставнической заботы, невозможно подготовить металлурга.
Владимир Маркин: Все верно. Поэтому важной частью работы мы видим мотивацию преподавательского состава. Уже много лет выделяем гранты преподавателям и доплачиваем мастерам производственного обучения. Среди них более ста наших стипендиатов. Также все преподаватели учебных заведений Выксунской производственной площадки проходят стажировки на наших предприятиях, в цехах, лабораториях. Они стали настоящими проводниками не только теоретических, но и современных практических знаний о высокотехнологичных производствах. Это второе крупное направление нашей деятельности.
Третье направление - это работа со студентами. Создание среды для стимулирования творчества, научного поиска - предмет нашего особого внимания. В Выксе мы организовали современный инженерно-технологический центр, основная задача которого - создание новых технологий и продуктов. На его базе студенты имеют возможность вести исследования и разрабатывать дипломные проекты.
Расскажу еще об одном нашем ноу-хау. В 2008 году был дан старт совместному образовательному проекту "ОМК-Кампус - магистратура МИСиС". Мы полностью финансируем целевой набор в магистратуру института и учебу по профессиям "прокатное производство" и "сталеплавильное производство". Лучшие выпускники вузов после окончания магистратуры идут работать на наш Выксунский металлургический завод и Литейно-прокатный комплекс. Программа "ОМК-Кампус" разработана с учетом потребностей производства с ориентиром на инновации.
Представьте: в ней нет стандартных лекций. Сначала 3 месяца студенты проходят обучение у ведущих профессоров МИСиСа, еще 3 месяца - практика в инженерно-технологическом центре ВМЗ, в цехах на будущем месте работы, а в финале - защита диссертации магистра по актуальной теме предприятия. У каждого студента есть два руководителя: научный - от вуза и технический - от ОМК. Стажируются ребята на лучших российских и зарубежных предприятиях.
Уже состоялось несколько выпусков "ОМК-Кампуса". Выпускники работают технологами на самом современном в Европе металлургической стане - "МКС-5000" на ВМЗ и инженерами-исследователями в инженерно-технологическом центре ОМК. Я хочу подчеркнуть, что их квалификация уже позволяет создавать новые материалы, осваивать новые технологии. Это хороший опыт, и мы высоко оцениваем результат совместной плодотворной работы НИТУ МИСИС и ОМК, начатой еще ректором Дмитрием Ливановым.
Какую отдачу получает компания от поддержки учебных заведений?
Владимир Маркин: Ежегодно на предприятиях ОМК проходят практику до полутора тысяч студентов высшего, среднего и начального профтехобразования. 85 процентов выпускников Выксы - филиала МИСИСа, филиала Нижегородского политехнического университета, а также Выксунского политехнического колледжа приходят работать на ВМЗ и ЛПК. Эти вчерашние студенты прекрасно разбираются в особенностях нашего производства, их знают руководители подразделений. Им нет необходимости с нуля вникать в специфику, отдача от их работы появляется сразу.
Хотелось бы особо отметить, что на протяжении всей своей истории НИТУ МИСиС работает в интересах промышленных предприятий реального сектора экономики. Так, только за последние три года по заказу и в интересах ОМК институт реализовал семь проектов в научно-технологической и инженерной сферах, у нас трудятся сотни выпускников МИСиСа.
Расширение и укрепление взаимоотношений между бизнесом и системой образования, инвестиции в нее и изменение системы обучения в соответствии с потребностями производства способствуют развитию отечественной промышленности. А инновационное движение вперед возможно только в тесном союзе бизнеса и образования.
Как вы думаете - можно вернуть профессии металлурга былой престиж...
Владимир Маркин: Разумеется. Мы многое делаем для популяризации металлургии, профессий инженера-металлурга и рабочих специальностей. В первую очередь, этому способствует достойный пример наших сотрудников, их благополучие и карьерный рост. Что касается просветительского процесса, то и здесь мы движемся, считаю, в верном направлении. Одним из реальных шагов стал успешный запуск в Интернете информационного портала о металлургии www.metalspace.ru. На портале представлены материалы об истории металлургии, популярно разъясняются сложные технологические процессы. Любой пользователь веба найдет здесь фильмы о металлургии и тематические игры, симуляторы металлургических процессов. Интересен портал и для специалистов: есть редкие учебники, а также спецлитература. Портал мы делаем также совместно с НИТУ МИСиС. Эту работу в качестве научно-методического ресурса уже высоко оценили в департаменте образования Москвы, в ассоциации учебных заведений металлургического комплекса, а также специалисты Политехнического музея и Института Археологии РАН. Достаточно зайти на эту страницу, чтобы увидеть, насколько интересна и увлекательна металлургия.
Еще одно важное направление - профориентация. Выпускники школ, выбирая будущую профессию, не всегда знают о ней достаточно, чтобы сделать осознанный выбор. Поэтому у нас родилась идея проведения мероприятий, которые бы помогли сориентировать ребят в мире профессий. Так, уже второй год по нашей инициативе проходит деловая профориентационная игра "Индустрия". Ее участники - более ста девятиклассников школ Выксунского округа. Им рассказывают о том, какие профессии востребованы на предприятиях выксунской производственной площадки ОМК, знакомят с реальным металлургическим производством. Словом, дают возможность сделать выбор профессии осознанно.
Большой интерес вызывает и форум профессиональной ориентации школьников "Мы сами", который мы проводим в Выксе. Так, в прошлом году он собрал 250 школьников 9-11 классов. Перед участниками выступили более 40 специалистов ОМК, работников других организаций. Старшеклассники смогли познакомиться с такими профессиями как инженер-конструктор, инженер-технолог, переводчик, шеф-повар, бухгалтер и даже летчик. Помимо мастер-классов участники форума смогли пройти профориентационное тестирование, тренинги по развитию навыков общения и проектной деятельности.
Мы уверены, что комплексный подход к подготовке кадров - содействие развитию профильных учебных заведений и работа по популяризации профессии металлурга - даст возможность привлечь на наши предприятия так востребованный сегодня высококвалифицированный персонал.