Если не считать внеконкурсного "Великого Гэтсби", где любовь подана как роковой идефикс, любви как движущей человеком силы и главной темы фильма в фестивальном репертуаре пока не наблюдалось. Правда, есть две ее вариации: гротескная, почти комичная история любовных отношений шоумена Либераче с карьерным юношей Скоттом Торсоном в фильме "За канделябрами", и трогательная лесбийская - в только что прошедшей "Жизни Адель", в англоязычном прокате имеющей название "Голубой - теплейший из цветов". Вокруг этих вариаций в обществах идут нешуточные бойни, люди кончают с собой от возмущения при одной мысли, что кто-то осмеливается любить не по утвержденной церковью модели. Возможно, поэтому фестиваль любовно собрал эти истории в своем конкурсе, и много оснований думать, что поддержит их в решениях жюри.
Это будут во многом политические решения. Человеческое общежитие трудно, но все-таки дозревает для того, чтобы признать всех своих членов равными.
"Жизнь Адель" - вероятно, самый трепетный и проникновенный из фильмов Абделлатифа Кешиша. Возможно, самый поэтический. Он невиданно откровенен в показе любовных сцен, но из ряда уже нередких картин со сходной тематикой выделяется уже потому, что эта любовь в картине лишена привычного налета "запретного плода" и скандальности - она произрастает неотвратимо и бурно, как любая другая. В ней есть сила, чистота и поэзия первого чувства, ее с поразительным бесстрашием играют уже знакомая зрителям Леа Сейду ("Робин Гуд", "Полночь в Париже") и впервые явившаяся на экраны юная Адель Эксаршопулос, давшая пятнадцатилетней героине свое имя. Их эротические сцены абсолютно естественно включены в обыденные драматические события, которые столь плотно заполняют почти трехчасовое пространство картины, что оно ни на миг не покажется чрезмерным или громоздким.
Действие происходит в провинциальном Лилле и начинается в школьном классе, где мы и встречаем Адель, переживающую свои первые любовные увлечения одноклассниками. Но ее воображение все чаще занимает образ молодой женщины, случайно увиденной на улице. Развитие этих отношений, моменты драматических разрывов между героинями и чувства острого одиночества - все это и составляет плоть фильма, не романтизирующего события, а целиком сосредоточенного на их спонтанной, непреодолимой, почти физиологичной натуральности.
Пятый фильм Кешиша поставлен по роману Жюли Маро "Голубой ангел". Сначала режиссер хотел снимать картину о женском характере с героиней-учительницей, увлеченной театром. Его интересовали пылкость и страстность такого характера, полностью поглощенного профессиональной жизнью, и то, как эти качества отражаются в личной жизни - любви, конфликтах, утратах. Режиссеру казалось, что такие натуры сродни артистическим, художественным: они преданно осуществляют свое призвание. Когда он прочитал роман Маро, он понял, что история любви двух женщин может раскрыть все особенности такого пассионарного характера, - так одна из героинь стала учительницей, другая - художницей.
На вопрос, почему он все-таки решил показать однополую любовь как обычную и естественную, режиссер, тунисец по происхождению, ответил, что не видит никаких причин относиться к ней как-то иначе: это просто любовная история, обладающая всей красотой, характерной для таких историй.