Социологи изучат вредные привычки россиян

В сентябре Росстат начнет исследование, которое покажет, насколько россияне зависят от вредных привычек. Станет известно, какую еду мы предпочитаем и насколько активно занимаемся спортом.

А сегодня ведомство открывает международную научно-практическую конференцию "20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы". Накануне глава Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов рассказал "РГ", как за эти годы статнаука прошла путь от идей Карла Маркса до тарелки и кружки среднего россиянина.

Росстат готовит оригинальное исследование - опрос о вредных привычках. Какие вопросы заготовили: о табаке, водке и прочем?

Александр Суринов: Да, осенью мы проводим опрос населения по поводу поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, максимальное влияние на здоровье человека оказывает образ его жизни. Поэтому вопросы касаются не только объема употребленных алкогольных напитков или количества выкуренных сигарет, но и их видов: употребляли ли респонденты крепкие алкогольные напитки, какие виды табачных изделий они используют.

Будет также блок вопросов по избыточному и нерациональному питанию. Кроме того, нельзя забывать, что не меньший вред здоровью наносит малоподвижный образ жизни. Поэтому мы обязательно будем спрашивать респондентов о занятиях физической культурой и спортом. Обследование будет проходить во всех субъектах Федерации, мы опросим 15 тысяч респондентов.

Готовы ли вы к тому, что россияне будут лукавить, отвечая, сколько они выпивают пива и выкуривают сигарет?

Александр Суринов: Прежде чем идти на полномасштабное исследование, мы проводили пилотное обследование в 24 субъектах Федерации, где опросили более 2 тысяч человек. Нас даже удивило, что отказов отвечать на вопросы, прямо скажем, непростой анкеты было достаточно мало. Населению оказалась интересна тема исследования.

Участвует ли минздрав в подготовке вопросов?

Александр Суринов: Минздрав принимал участие в подготовке программы обследования и является одним из основных пользователей его итогов, поскольку эту информацию нельзя получить из статистической отчетности, а только от населения.

Как изменилась за два десятилетия статистика России?

Александр Суринов: Советскую статистику ругали, но она была довольно приличной и отвечала задачам управления той страны. Были моменты, связанные с политикой: ставились задачи закрывать показатели, публикация которых характеризовала то, что в Союзе не все благополучно. Макроэкономическая статистика, конечно, базировалась на иных теоретических основах, нежели во всем мире - на схемах воспроизводства Карла Маркса и примате материального производства. Мы, статистики, называли ее балансом народного хозяйства.

Параллельно во всем мире развивалась система, описывающая рыночную экономику, - система национальных счетов. И когда Россия решила пойти в рынок и демократию, конечно, нужно было менять и статистику вслед за системой управления. Предприятия раньше подчинялись министерствам, а теперь стали самостоятельными. Все это потребовало изменения самих подходов в статистике микро- и макроуровня. Нам повезло, к началу 90-х годов мир уже создал много руководящих документов, как организовывать эту статистику, уже многие страны набили шишки. Подходы проработаны, и было нужно только внедрить их в нашу жизнь - начать рассчитывать ВВП, все его компоненты.

Некоторые разделы статистики мы восстанавливали. В 1920-30-е годы существовала статистика цен. Потом цены стали прейскурантными, и не надо было их наблюдать. По-новому была создана и статистика труда. Россия давно являлась членом МОТ, но к тому времени мы подписали еще не все резолюции, в частности, по безработице. В СССР безработицу и не рассчитывали. И нам нужно было научиться корректно оценивать экономическую активность населения - и безработных, и занятых.

Есть чем теперь похвалиться перед коллегами?

Александр Суринов: За это важно сказать спасибо международному сообществу, которое нам помогало в начале 90-х. Мы пригласили на конференцию партнеров из СНГ, БРИКС, Евросоюза, международных организаций. На развитие статистики деньги выделили и немецкие фонды, и финские, и шведские, была огромная программа TASIS, где принимали участие французы, финны, немцы, итальянцы, англичане.

Статистика цен создавалась у нас под руководством англичан, лучших в этой области. Мы тесно работали с поляками, прибалтами, разными странами - похожими на нас или продвинутыми. Многому учились у американских статистиков, хорошо работали с канадскими. Их хочется поблагодарить за помощь, выслушать, все ли получилось и куда нам двигаться дальше. В итоге у нас неплохая макроэкономическая статистика, статистика цен, система регулярных переписей населения, есть сельскохозяйственные переписи, мы реализуем систему опросов населения по социально-экономической проблематике.