"РГ" выяснила, почему владимирские ветераны получают жилье через суд

Как и многие ветераны, Мария Андреевна Федотова получает ко Дню Победы поздравления от местных властей. От содержания этих красочных посланий прямо-таки дух захватывает.

"Низкий Вам поклон за все то, что вы сделали для нашей Родины за годы Великой Отечественной войны. Склоняем головы перед Вами и говорим большое спасибо за мирное небо, за возможность работать, растить детей и быть уверенными в завтрашнем дне", - написано в одной из открыток, присланных в канун праздника.

Но есть у нее и другое "поздравление". В этом году вместо прочувствованной благодарности она получила сухой отказ за подписью заместителя главы администрации города Владимира, руководителя аппарата Гарева:

"Администрация города Владимира сообщает, что в соответствии с постановлением администрации города Владимира от 09.04.2012 N 1531 Вам отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как не истек предусмотренный статьей 53 настоящего кодекса срок со дня ухудшения жилищных условий".

Особый цинизм чиновничьему посланию придает то, что участница войны, дошедшая до Берлина, награжденная орденом Отечественной войны 2 степени, медалью Жукова, получила его в канун праздника Великой Победы.

Еще больший цинизм в том, что отказ 91-летней женщине мэрия мотивировала тем, что та намеренно ухудшила свои жилищные условия. И для постановки на учет она должна прожить в областном центре не менее пяти лет. Значит, чтобы претендовать на жилье во Владимире, престарелая Мария Федотова должна прожить здесь еще три года!

Кстати, по данным прокуратуры области, подобный мотив доминирует в отказах чиновников ветеранам войны, возраст большинства из которых перевалил за девятый десяток.

- Очень часто люди за неимением другой возможности идут на помощь своим близким, - говорит старший помощник прокурора области Анна Сенькова. - К кому-то приезжают родственники из бывших республик СССР, у кого-то сгорел дом, кто-то развелся. Жизненных ситуаций очень много, и во всех видеть злой умысел не стоит.

Мэрия мотивировала отказ тем, что бабушка намеренно ухудшила свои жилищные условия

Однако давно известно, что бюрократы смотрят не на человека, а в бумажку. Ну, а если бы отнеслись к просителю по-человечески, то наверняка увидели совсем другое. У той же Марии Федотовой.

После войны вернулась в родную деревню в Пензенской области, всю жизнь проработала санитаркой в местном туберкулезном санатории, заслужила звание ветерана труда. А в старости осталась одна: муж умер, сыновья разъехались. Жила в хатке-мазанке, где все сгнило и разваливалось. На семейном совете было решено перевезти ее в Астраханскую область, в просторную квартиру к старшему сыну. Восемь лет прожила там, но отношения с новыми родственниками не заладились, рвалась к младшему сыну.

Старший внук повез Марию Андреевну в гости во Владимир, а она отказалась возвращаться обратно. Так в 26-метровой однушке вместе с сыном, снохой и внуком-школьником поселилась бабушка.

Загадка, как все четверо умещаются в крошечной квартире. В комнате не хватает места, даже чтобы разложить два дивана. Пока выручает кухня, где глава семейства укладывается спать прямо на полу. И в таких условиях семья ютится уже третий год.

- Чего доказывать? - возмущается родственник Федотовых Михаил. - Мария Андреевна не на печке сидела. Решили воспользоваться федеральным законом, но он не работает на местах.

Действительно, доказательств самого ветерана и его родных чиновникам оказалось мало. В хождениях по кабинетам они потерпели бы полное фиаско, если бы борьба с владимирскими бюрократами не привела их в прокуратуру.

Прокурор Владимира обратился с иском - обязать администрацию поставить ветерана на учет. В своем судебном решении судья указал, что отдавая дань уважения заслугам Марии Андреевны, не видит оснований сомневаться в том, что она могла намеренно ухудшить свои жилищные условия. Администрация Владимира обжаловала решение, однако определением судебной коллегии по гражданским делам оно оставлено без изменения и вступило в законную силу в этом месяце.

P. S.

По официальным данным, в 2011 году прокурорам пришлось направлять в суд 17 исков "о признании незаконным отказа в постановке на учет как нуждающихся" участникам войны, в 2012 году - 6. Но и эти цифры далеко не полностью отражают реальную картину. Ведь не все ветераны и их родственники, получив от ворот поворот от властей, решаются на изнурительную борьбу за квадратные метры.

Чиновники против ветеранов

К сожалению, случаи отказа администраций в предоставлении жилой площади ветеранам войны в регионе далеко не единичны.

В Меленках Владимира Григорьевича Лачугина в 2011 году исключили из списка очередников. Мотив - в свое время подарил дом дочери. В ходе прокурорской проверки было установлено, что ветеран собственником никогда не являлся, а подарок дочери сделала еще его жена, получившая жилье в собственность еще в 1970 году. Суд согласился с доводами прокуратуры. Ветерану выдали субсидию, и он купил квартиру в Меленках.

По той же причине в 2011 году из списка был исключен житель Гусь-Хрустального района 87-летний Николай Петрович Троценко, стоящий на учете с 2010 года. Прокурор доказал, что он не является членом семьи собственника, суд согласился с ним, и в марте 2012 года ветеран купил квартиру.

В апреле 2011 года 92-летний инвалид войны первой группы Иван Филиппович Маслов был признан нуждающимся в жилом помещении и обратился в администрацию Петушинского района с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты. Ему отказали в связи с тем, что зарегистрирован и проживает в индивидуальном жилом доме, который относится к служебным жилым помещениям.

В защиту законных прав фронтовика прокуратура обратилась в суд. В 2012 году суд Петушинского района исковое требование удовлетворил. Однако петушинские власти с таким решением не согласились и подали апелляционную жалобу в областной суд. Но на момент вынесения решения ветеран умер, проиграв свой последний бой... с бюрократами. Было вынесено определение о прекращении производства по делу.