"РГ" узнала, почему деревенским жителям СЗФО нужны дачники

Петербургский дачник - особое существо. В здешних традициях не столько копание в земле и выращивание урожая на скудных болотистых почвах, сколько неторопливые гулянья, изящные вечерние чаепития с литературными чтениями и домашними спектаклями. Пожалуй, лучше всех дачную жизнь описал Антон Чехов (ему, к слову, принадлежит чудная фраза: "Дачную жизнь выдумали черти да женщины"). Но и те петербуржцы, кому за тридцать, еще помнят времена, когда с наступлением теплых дней главным вопросом был: "Где снимаете нынешним летом?" Эта традиция постепенно уходит в прошлое: домик в деревне все чаще покупают, а не арендуют.

Дачник-бездельник и дачник-огородник

- Мы с родителями на лето обычно выезжали в Солнечное. Это поселок на северном берегу Финского залива рядом с Репино, в прошлом - легендарной Куоккалой, где 100 лет назад собирался чуть ли не весь творческий Петербург. Отец на три месяца снимал половину дома. Никаких огородов там не было и в помине, да и заборов тоже, - вспоминает петербуржец Алексей Васильев. - Главным развлечением был поход на залив, утонуть в котором не может и младенец: мелководье тянется почти до фарватера. Здесь царила настоящая курортная атмосфера. Все дороги Солнечного были оккупированы детворой самых разных возрастов, занимавшейся в основном беготней, салками-прятками и гонками на велосипедах. А взрослые устраивали длинные прогулки по поводу и без повода. Мы с отцом обошли все окрестные поселки, а однажды даже добрели до Зеленогорска.

Сейчас в типично дачных местах под Петербургом мало что изменилось, разве что заборов стало больше, а за самыми высокими из них построены внушительные виллы. Однако дача для многих жителей Северной столицы по-прежнему остается местом отдыха. Даже обладатели больших участков не снисходят до "земледелия", предпочитая подстриженную лужайку и кусты сирени огурцам-помидорам.

Впрочем, лет 20 назад дачник-огородник начал было вытеснять дачника-бездельника: в сложные времена многие обладатели шести соток всерьез взялись за возделывание овощей - не для хобби, а по необходимости. Сейчас же петербуржские дачники вновь возвращаются к традиции "деятельного безделья" - кто на собственной даче, кто на съемной.

- Если в период перестройки и в 90-е годы люди ехали на дачу, чтобы пахать, то сегодня мы возвращаемся к классическому пониманию дачи, бытовавшему в Петербурге до начала XX века, - говорит руководитель отдела стратегического консалтинга одной из петербургских строительных компаний Игорь Максимов. - Ведь традиционно дача воспринималась как место приятного времяпрепровождения, купания, прогулок, чаепитий, любительских театров, походов за грибами и ягодами. А снабжали всем необходимым таких дачников местные жители - продавали им овощи, зелень, мясо и молоко. Это своего рода вложение нажитого в городе капитала в деревню, конечно, не спасет экономику села, но может поддержать ее на жизнеспособном уровне.

Сезон длиною в год

Социологи говорят о росте деурбанизации. Этот термин обозначает переезд городских жителей в деревню. По сведениям Всероссийского центра изучения общественного мнения, в последние годы она приняла массовый характер, а первыми в деле освоения деревенской жизни стали жители мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга. Неудивительно, что "пионерами деурбанизации" оказались именно дачники, ведь для них переезд означает не психологическую встряску, а всего лишь затянувшийся дачный сезон.

Недавний соцопрос свидетельствует: на минувших майских праздниках прогулки на природе и поездки на дачу стали основным способом времяпрепровождения для россиян. И 87 процентов опрошенных в Петербурге и Москве вполне довольны тем, как прошли такие каникулы. При этом год от года растет количество тех, кто предпочитает проводить на даче не только праздники, но и все остальное время. Возможности для этого у жителей Северной столицы имеются: собственные загородные дома есть примерно у половины петербуржцев. Около 10 процентов сообщают, что их дачи пригодны для круглогодичного проживания.

В саду с ноутбуком

Эксперты отмечают, что петербуржцы стали чаще ездить на "дальние дачи", расположенные на окраине Ленинградской области и за ее пределами. С учетом масштабного вымирания деревень такое, пусть и сезонное, проживание дает надежду на сохранение небольших сельских поселений. В области полно деревушек, где зимой живут одна-две пенсионерские семьи, а летом, с приездом питерских дачников, жизнь бурлит не хуже, чем на каком-нибудь приморском курорте.

- По данным переписи населения трехлетней давности, из 153 тысяч сельских населенных пунктов 19,5 тысячи были полностью заброшены, - говорит представитель девелоперской компании Анна Сергун. - Уезжая на заработки в города, люди бросают свое сельское жилье. А вот горожане, выбирающие дачу, склонны жить на два дома, не оставляя при этом городскую квартиру и работу. Конечно, возродить село таким образом невозможно, но хотя бы в радиусе 100-200 километров от крупных городов деревни сохраняются во многом благодаря интересу дачников.

Среди новых постоянных жителей деревни много дауншифтеров (людей, которые отказались от карьеры в мегаполисе в пользу спокойной жизни ближе к природе) и фрилансеров (специалистов, работающих в удаленном режиме).

- Зеленый офис - это то, о чем мечтают многие жители мегаполисов, - считают авторы сайта "Дауншифтеры: возврат к себе". - Современные технологии делают его обустройство возможным практически везде, где есть сигнал мобильной связи. Достаточно ноутбука, телефона и интернет-модема - и можно заниматься офисной рутиной, сидя в деревенском доме у окна, за которым цветут деревья. А в остальное время выращивать овощи, если есть желание.

Что? где? почем?

В дореволюционное время принято было снимать дачу на все лето, сегодня же такой вид аренды совсем непопулярен. Петербуржцы рассуждают так: хочется ездить на дачу чаще двух-трех раз в месяц - выгоднее ее купить. Если домик снимают, то, как правило, на выходные или на месяц.

Среднее предложение петербургских агентств недвижимости на это лето - 35 тысяч в месяц за небольшой дом среднего класса и 60-80 тысяч за благоустроенный коттедж с бассейном.

Дачу под Всеволожском можно снять в среднем за 33 тысячи в месяц, в Гатчинском или Тосненском районах - за 20-30 тысяч. В престижном Курортном районе аренда обычного дома на месяц достигает 60 тысяч, а "таунхаус с евроремонтом, сауной и охраной" может сдаваться и за 130-150 тысяч рублей в месяц.

На рынке купли-продажи загородных домов активность больше, чем в сфере аренды. По данным недавнего риелторского исследования, заметный рост спроса и предложения начался в феврале и сохраняется до сих пор. При этом четверть рынка приходится на дома и участки во Всеволожском районе. За ним следуют Гатчинский, Выборгский и Ломоносовский районы (в сумме они занимают около трети рынка). Самые невостребованные районы - Бокситогорский, Тихвинский, Сланцевский, Лодейнопольский и Подпорожский. При этом незначительное изменение цены заметно только в коттеджных и таунхаусных поселках, возводимых крупными застройщиками, здесь играют свою роль степень готовности жилья и инженерных коммуникаций, а также транспортная доступность. Что касается отдельных домов и участков дальше чем за 40 километров от Петербурга, то там колебания цен незаметны. Средняя стоимость сотки земли в Ленобласти нынешней весной составила 89 тысяч рублей.

- Самый дешевый щитовой дачный домик площадью 20-25 квадратных метров на участке шесть соток можно купить в Волховском, Киришском и Лужском районах примерно за 250 тысяч рублей, - отмечают эксперты. - Участок без строений площадью шесть соток в Волховском районе может обойтись и вовсе в 100 тысяч. Самые дорогие дачи предсказуемо находятся под Всеволожском и в Курортном районе. Здесь цена участка достигает 156 миллионов рублей.

Цифра:

20 миллионов дачных участков насчитывается в России

Контакт

Союз садоводов и дачников Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург, Новолитовская улица, дом 5, корпус 4, телефоны: (981) 861-60-71, (812) 248-18-93