Свердловское мингосимущества пообещало оформлять землю без проблем

С 17 мая управление неразграниченными землями на территории Екатеринбурга от городской администрации перешло министерству по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО). Этому предшествовало бурное обсуждение ситуации: кто-то высказывался о новом порядке администрирования резко негативно, кто-то, напротив, выражал полное одобрение действиям областной власти. Если коротко, суть претензий сводилась к тому, что рушится существующий много лет и всем понятный механизм, в связи с чем возникает вероятность кризиса на строительном рынке и роста цен на жилье. Ведь у МУГИСО нет ни опыта в этом деле, ни нужного количества сотрудников.

Час "Ч" настал, и МУГИСО открыло два новых офиса по обработке документов на землю. А председатель правительства области Денис Паслер провел встречу с крупным бизнесом и дал четко понять, что возврата к прежней системе не будет. 21 мая областное Заксобрание одобрило в первом чтении законопроект, закрепляющий передачу полномочий по управлению землями данной категории министерству. После чего в информационном поле возникла пауза. Что это - осознание того, что "после драки кулаками не машут", или бизнес занял выжидательную позицию?

Ответ я получила в приемной министра по управлению госимуществом области Алексея Пьянкова. Время интервью сдвинулось из-за дебатов в Заксобрании. Пока ждала, наблюдала воочию, как руководители строительных компаний города вереницей идут на прием - очевидно, чтобы познакомиться и заручиться гарантиями, что бизнес от перемен не пострадает.

Алексей Валерьевич, личные встречи - это сознательный ход?

Алексей Пьянков: Да, потому что напряжение в деловой среде все еще сохраняется, несмотря на разъяснительную работу, которую мы проводим. И, чтобы его снять, очень важен личный контакт. Реакция предпринимателей понятна: это обычный страх перед переменами. Но еще раз повторю: для застройщиков ничего принципиально не меняется, за исключением того, что документы на землю теперь будут оформляться в другом месте. Мы не собираемся вторгаться в компетенцию муниципалитета - регулирование градостроительной деятельности. Наша задача - приложить максимум усилий, чтобы синхронизировать работу администрации города и наших земельных отделов.

То, что сейчас происходит в Екатеринбурге - это не революция, а эволюция системы управления. Важно повысить эффективность решения задач, поставленных президентом страны. Объективно в городе есть проблема с предоставлением участков льготникам под жилищное строительство. И ее надо решать.

Администрация Екатеринбурга, кстати, никогда не высказывалась против выделения земель на социальные цели. Просто у нее нет объективной возможности обеспечить их инженерной инфраструктурой. И главное - нет понимания, откуда взять деньги на это. Единственный вариант - попросить у области. Но бюджетные механизмы таковы, что гораздо эффективнее и быстрее средства направить напрямую на формирование участков, сократив тем самым сроки согласований по каждой процедуре на 20 процентов.

Вы можете гарантировать, что застоя на рынке не возникнет?

Алексей Пьянков: Сейчас как раз оптимальный момент, чтобы изменить схему работы. Во 2-3 кварталах текущего года будут выставляться на аукционы участки, на которых ввод объектов в эксплуатацию запланирован лишь в конце 2015-го. Возможно, какая-то небольшая часть - в конце 2014-го. То есть у нас имеется хороший временной лаг.

А почему такое решение не было принято год назад, когда истек срок предыдущего соглашения между городом и областью по неразграниченным землям?

Алексей Пьянков: Именно год назад, в мае 2012-го, вышли семь указов президента, которые, по сути, переформатировали социальную политику в стране. Поддержка многодетных семей стала одним из приоритетов. Честно говоря, в 2011-2012 годах выделение участков льготникам в Екатеринбурге шло ни шатко ни валко, было удовлетворено лишь 297 из 14 тысяч заявок. Стало очевидно, что новые задачи невозможно выполнить с помощью старых инструментов.

Готовы ли вы "отмотать ситуацию назад", если через пару месяцев на рынке начнутся проблемы?

Алексей Пьянков: Нет, потому что решение принималось крайне взвешенно. Мы тщательно анализировали ситуацию, изучали опыт других регионов. И пришли к выводу, что схема, когда неразграниченные земли находятся в управлении субъекта РФ, сегодня более эффективна. В соседней Тюменской области ввод жилья на одного человека практически вдвое выше, чем в Екатеринбурге: 1,5 метра против 0,7. И даже в далеком Иркутске вводят больше, чем в столице Урала. Хотя там гораздо меньше застройщиков, условия для ведения бизнеса сложнее, покупательская способность ниже.

Четырех дней работы отделов по приемке документов, конечно, очень мало для того, чтобы сделать выводы. Но уже видно, что поток посетителей пошел. Если в администрации Екатеринбурга документы принимали шесть специалистов не чаще двух раз в неделю, то теперь операционных окон стало в несколько раз больше. Более того, можно зайти на сайт МУГИСО и посмотреть, есть очередь или нет - в двух пунктах приема установлены веб-камеры. Я не исключаю, что возможны небольшие "шероховатости" на первом этапе, но по конкретным случаям. В целом же система работает в плановом режиме.

Прокомментируйте пожалуйста, развитие ситуации по сносу памятника архитектуры на Гоголя, 7 в Екатеринбурге. Теперь застройщик заявляет, что готов восстановить здание.

Алексей Пьянков: Мы еще пожинаем плоды деятельности, которая велась в регионе раньше. Разрешение на снос объекта было выдано администрацией Екатеринбурга несколько лет назад. А статус памятника на здание наложен министерством культуры Свердловской области в 2012-м, причем с нарушениями, благодаря чему арбитражный суд и признал постановление недействительным. Возникла юридическая пауза, чем и воспользовался застройщик, частично разрушив объект. До конца здание не потеряно. Более того, мы утвердили охранную зону памятника и зону регулирования - в их границах вести хозяйственную деятельность можно только по согласованию с МУГИСО. Как только застройщик узнал, что ситуацию взял под личный контроль губернатор, поведение его изменилось. Нам даже предоставили копию договора на проведение научно-исследовательских работ для восстановления объекта. Плюсом мы рекомендовали принять меры по обеспечению сохранности обломков - все за счет компании.

При этом мы пользовались исключительно правовыми методами, и это правильно. Надо воспитывать у бизнес-сообщества разумное чувство социальной ответственности.

Я, наверное, крамольную мысль выскажу. Большинство зданий XIX века в Екатеринбурге находится в удручающем состоянии. Надо ли вкладывать столько усилий в сохранение "бомжатников"?

Алексей Пьянков: Это следствие несовершенства законодательства, причем проблема касается не только Екатеринбурга, но и других городов России. Сейчас потихоньку начинает формироваться судебная практика, когда собственников объектов культурного наследия обязывают приводить их в надлежащий вид. Мы пристально наблюдаем за такими делами в Москве, к примеру. Если решение суды вынесут в пользу министерства культуры РФ, значит, все мы получим реальный инструмент воздействия на федеральные структуры, в чьем ведении находятся здания.

Что же касается объектов, принадлежащих области, то сейчас проходит последние согласования положение, согласно которому здания будут предоставляться в аренду на срок от 10 до 30 лет по условной ставке один рубль за квадратный метр - при условии, что инвестор обязуется за свой счет воссоздать памятник в первоначальном виде.

Планируете ли вы изымать у нерадивых собственников объекты и выставлять на торги, как это делают в Пермском крае?

Алексей Пьянков: Надо аккуратно подходить к соблюдению права частной собственности. На применение столь жестких санкций можно рассчитывать только по решению суда. Я думаю, мы пока подождем с такими экспериментами. С другой стороны, все собственники памятников архитектуры должны понять, что содержание своего имущества - это бремя. Если не хочешь его нести - отдай. Или будь добр поддерживать в безопасном для окружающих состоянии.

Что будет с нашим знаменитым недостроем - телебашней, которая из федеральной собственности перешла в областную? Есть ли смысл ее реконструировать: за столько лет конструкции наверняка обветшали?

Алексей Пьянков: Снос будет стоить гораздо дороже реконструкции. В прошлом году мы организовали обследование объекта двумя независимыми экспертными организациями, очень уважаемыми в РФ. Обе пришли к выводу, что здание соответствует всем необходимым требованиям и следующее обследование рекомендуется не ранее, чем через 15 лет. Тогда строили на века. Все несущие способности конструкций сохранены. Башня абсолютно безопасна, ее можно спокойно достроить.

Распорядительная дирекция МУГИСО объявила конкурс на подготовку эскизного проекта комплексного освоения территории. Там есть еще несколько частных землевладений - мы договорились с их собственниками увязать застройку всего квартала в единый концепт. Создана рабочая группа, куда вошли представили крупных архитектурных объединений региона, архитектурной академии, администрации города. В ближайшее время будем обсуждать основные параметры проекта. Заявки на конкурс принимаются до 20 июня, предложения поучаствовать мы отправили всем уральским архитекторам и во все крупные профессиональные объединения Москвы и Европы. После того, как определимся с концептом, будет составлен инвестплан, определены источники финансирования.

Что там будет? Ни в коем случае не очередной ТРЦ. Мы планируем организовать рекреационную зону, большой парк с необходимой инфраструктурой, где башня и другие объекты гармонично увязаны друг с другом. В них разместятся культурно-просветительские учреждения, выставочные залы, художественные мастерские, галереи, школы искусств. У нас появилась уникальная возможность создать новую точку притяжения не только для екатеринбуржцев, но и для жителей области.

Еще одна острая тема - возвращение зданий детских садов. По данным мэрии Екатеринбурга, к 1 мая от сторонних организаций должны были освободить 9 объектов, но удалось только один. Задержку объясняют бездействием МУГИСО, которому поручено курирование этого вопроса.

Алексей Пьянков: Здесь просто имеет место подмена понятия. В соответствии с рабочей дорожной картой до 1 мая нужно было не освободить здания, а определить порядок предоставления организациям альтернативных помещений. Он определен. Новые объекты подобраны. Перевезти всех сразу невозможно.

Раньше администрация города в буквальном смысле слова на улицу выселяла подразделения полиции, ФМС, Госнаркоконтроля и других федеральных и областных структур из детских садов, ссылаясь на то, что денег на покупку альтернативных помещений нет. В этой связи губернатор Свердловской области дал поручение МУГИСО отработать схему по обеспечению органов государственной власти офисами взамен освобождаемых зданий. Согласитесь, абсурдно предъявлять иск о выселении полиции, которая охраняет общественный порядок в городе. Это не "чужие люди", а один из важнейших элементов государственной системы управления. У сотрудников этих учреждений тоже есть дети, нуждающиеся в посещении детских садов, поэтому они заинтересованы в переезде не меньше остальных граждан.

Мы создали рабочую группу и по каждому объекту отработали возможные варианты. К примеру, по территориальному управлению Госнаркоконтроля (Металлургов, 8а) помещение уже подобрано, но решение принимается в Москве, в центральном аппарате ведомства. Как только там согласуют переезд, он состоится. Аналогичным образом обстоят дела с судебным департаментом (Авиационная, 65а) и подразделениями ГУВД по Свердловской области (на Кулибина, Уральской, Народной воли, Хрустальной). Буквально сегодня мы встречаемся с министром образования региона, чтобы согласовать переезд колледжа технологии и предпринимательства (переулок Автомобильный, 2).

Денежные средства уже зарезервированы и подготовлены для передачи исполнительной дирекции МУГИСО. Именно она будет проводить аукционы и приобретать помещения.

А как быть с подразделением ВОХР, занимающим здание детсада на улице Павлодарской, 54? Ведь, строго говоря, они занимаются коммерческой охраной объектов, а не защитой правопорядка.

Алексей Пьянков: И все-таки это подразделение полиции, а не ЧОП или развлекательный центр. Они все равно увязаны с рядом госфункций, несут социальную нагрузку. Поэтому решено им тоже оказывать содействие.

Состоится ли переезд в течение 2013 года?

Алексей Пьянков: Переезд и возврат зданий в систему ДОУ состоится. В принципе, никто ведь и не планировал вводить в эксплуатацию эти садики в 2013-м. Муниципалитет сейчас проводит аукционы, заключает договоры на перепрофилирование помещений - по всем подрядчики уже выбраны. Проектные работы можно вести и на пустом объекте, и на эксплуатируемом. Нельзя забывать, что речь идет о переезде федеральных правоохранительных структур, которые области неподотчетны.