"Катюша" стартовала в престижной многодневке "Тур Бельгии"

Для велогонщиков женщина в машине технического сопровождения - это все равно, что для моряков женщина на корабле: к беде, а не к победе.

Поэтому корреспондент "РГ" сразу отказалась от идеи подвести нашу велокоманду "Катюша", всего лишь проехав из женского любопытства по этапу "Джиро д Италия" в "техничке" в компании спортивного директора и механика.

Вроде простое суеверие. Но после истории об одной "несчастливой" коллеге, решила не рисковать. В благодарность механики из российской команды раскрыли свои профессиональные секреты.

Для начала немного цифр. На Гранд турах, таких как "Джиро", "Тур де Франс" и "Вуэльта", любую велогруппу представляют девять гонщиков. У каждого три гоночных шоссейных велосипеда (два их них запасные, для подстраховки) и два для "разделки". Всем этим инвентарем занимаются три механика.

Минимальный вес велосипеда, который регламентируется правилами Международного союза велосипедистов (UCI), - 6,800 килограмма. Так что прессе и телевизионщикам не составило особого труда проассистировать "Катюше" после финиша горного этапа. Пока спортсмены отогревались в душе, каждому журналисту выдали по велосипеду, который нужно было спустить на фуникулере к началу подъема, где базировались команды.

Впрочем, если спортивные чиновники дадут добро, "железный конь" может стать совсем невесомым - три-четыре кг. Для сравнения: обычный дворовый велосипед "Школьник", на котором в детстве катались и наши гонщики, и наши механики, весит 24 кг.

Конструкция становится легче, а механизм тоньше. По словам техперсонала "Катюши", инновации дают о себе знать: чем круче и сложнее оборудование, тем более тщательного обращения и внимания оно требует. Раньше велосипед можно было настроить и проездить на нем неделю. Сейчас же оборудование настолько привередливое, что после каждого этапа требуется 2,5-3 часа на сервисные работы. А на 17-м, самом длинном этапе нынешней "Джиро", был установлен рекорд. Гонщики проехали 254 км, а потом механики целых четыре часа провозились с велосипедами.

Цифра: 150 велосипедов в среднем составляет парк велокоманды из 30 гонщиков

Казалось бы, работа сделана, можно расслабиться. Но нет. "Чем вы занимаетесь, когда едете в "техничке" по трассе? Если у гонщика не возникает проблем, просто любуетесь пейзажем или спите?" - наивно спросила я у механиков. "Мы молимся, - на полном серьезе последовал ответ. - Массажисты сделали свое дело, больше от них ничего не зависит. А как механик отрегулировал велосипед, так и гонка пройдет. Были случаи, что из-за нашей ошибки срывалась победа. Это человеческий фактор, механик не робот, не может просчитать и предугадать все. Поэтому и переживаем".

В памяти тут же всплыла картинка. Гонщики из "Катюши" караваном потянулись к старту, чтобы успеть расписываться в протоколе. Но буквально через пару минут один вернулся с криками: "Быстро найдите механика! Скорости не переключаются! Доставайте другой велосипед!" В тот раз проблема решилась практически мгновенно. Механик подкрутил незаметный винтик, и машина заработала. Но во время гонки с раздельного старта на восьмом этапе капитан "Катюши" Юрий Трофимов дважды менял велосипед: сначала пробило колесо, потом были технические неисправности. В результате потеряны полторы минуты - не самая приятная новость для "генеральщика", который хочет попасть в десятку в общем зачете престижной супермногодневки.

Возвращаясь к суевериям, скажу, что у некоторых механиков есть такая примета: если во время работы падает гаечный ключ - жди неприятностей на этапе: завала или пробитого колеса. Так пусть же все свои инструменты они крепко держат в руках.

Между тем

Вчера "Катюша" стартовала в престижной многодневной гонке высшей категории "Тур Бельгии", которая продлится до 26 мая. В состав команды вошли Александр Колобнев, Михаил Игнатьев, Хавьер Флоренсио, Александр Кучинский, Александр Порсев, Симон Шпилак, Алексей Цатевич и Эдуард Ворганов.