Десять дней в России, Беларуси, Украине, Киргизии, Казахстане, США, Болгарии и Израиле читатели "РГ" ходили по современному "Невскому проспекту" в новом спектакле Александринки и узнавали главную улицу Петербурга совсем с другой стороны, нежели чем привыкли рисовать в своих мечтах и воображении. С помощью Интернета, сайта "Российской газеты" и камер GoPro для экстремальной видеосъемки убеждались, что современный театр сегодня - это не просто традиционное искусство, а почти экстремальный вид спорта. В котором зрителю отводится уже не пассивная роль стороннего наблюдателя, а интерактивная возможность стать непосредственным участником событий. И прямо сидя за своим компьютером, влиять на ход театральной истории. Ну или по крайней мере на ее лучший ракурс - точно. Именно с вашей точки зрения.
Вы сравнивали Петербург Валерия Фокина в "Двойнике" с "Петербургом" Андрея Могучего. Чуть дышали на "Ревизоре", ставшем судьбоносным как для всего Александринского театра вообще, так и для его нынешнего художественного руководителя Валерия Фокина в частности ("Ревизором", по сути, началась новая масштабная программа Александринки "Новая жизнь традиций"). Ставили "лайки" - а как еще аплодировать с помощью компьютера - ведущим артистам Александринского театра, отмечая и бесконечно восхищаясь в своих отзывах игрой Николая Мартона, Янины Лакобы, Дмитрия Лысенкова, Виталия Коваленко, Валентина Захарова.
Ходили по городу-театру будущего: вместе с ректором Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и советником художественного руководителя Александринского театра Александром Чепуровым на видеоэкскурсии осваивали Новую сцену и новый комплекс Александринки. Не стесняясь восторгаться, насколько корректно и гармонично удалось вписать современное новое здание в контекст старинной архитектуры и пейзажи набережной реки Фонтанки.
Завтракали на "Деловом завтраке" с художественным руководителем Александринского театра, режиссером Валерием Фокиным. А обедали и ужинали исключительно с персонажами Достоевского, Гоголя и Андрея Белого.
Это была, конечно, авантюра. Породнить не на словах, а на деле классический театр, новейший театральный эксперимент с современными электронными СМИ, и причем в самые кратчайшие сроки. Топ-вопрос этих десяти Александринских дней, который я слышала от знакомых и коллег, звучал так: "Вы правда показываете в "Российской газете" целые спектакли? И прямо на сайте их всем можно смотреть?" Да, это была правда.
Вы нам писали после "Невского проспекта", что "давно не видели такого настоящего яркого театрального действа" (как участник конкурса зрительских рецензий на сайте "РГ" Татьяна Никитина), и благодарили художника-постановщика (Семена Пастуха. - Прим. ред.) "за задумку поменять местами зрителей и сцену", сожалея, "что сюжет так быстро развивался и закончился, и его нельзя пересмотреть и запомнить".
А мы теперь спешим сообщить вам, что "Дни Александринского театра в "РГ" продолжаются. И "Невский проспект" по-прежнему ждет вас на нашем сайте. Причем заметьте: он каждый день меняется!
Браво! Замечательный спектакль! Наслаждалась игрой актеров. Спасибо за возможность попасть в театр, используя Интернет. Такой уникальный шанс и душу насытить прекрасным и мудрым, и посетить (хотя бы мысленно) своих соотечественников в другом российском городе. Смотрела не отрываясь. Два часа пролетели незаметно.
Наталья Дмитриевна
"Невский проспект". Театральный эксперимент с использованием фрагментов произведений Гоголя и прямых включений с современного Невского проспекта творческой группы: Владимира Антипова, Александра Артемова, Ивана Благодера, Дмитрия Егорова, Алексея Забегина, Дамира Исмагилова, Игоря Качаева, Семена Пастуха, Валерия Фокина, Настасьи Хрущевой, Дмитрия Юшкова. Конкурс откликов читателей "РГ" продолжается.