23.05.2013 23:26
    Поделиться

    Студентов-медиков будут готовить по новым правилам

    Студентов-медиков будут готовить по новым правилам. Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова разработал и внедрил перспективную модель соединения учебного, научного и лечебного процессов. Об этом обозреватель "РГ" беседует с ректором Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова членом-корреспондентом РАМН Петром Глыбочко.

    Петр Глыбочко: У медуниверситетов должны быть свои клиники. Фото:Аркадий Колыбалов

    Как меняются сроки подготовки врача?

    Петр Глыбочко: До недавнего времени врача готовили по схеме: 6 лет обучения плюс год интернатуры. И только после семи лет врач получал возможность практиковать. А если он поступал еще на два года в ординатуру, то его практическая работа начиналась после 9 лет учебы. По новым правилам наш студент через 6 лет получит право работать в практическом здравоохранении.

    Но срок учебы в ординатуре отныне будет зависеть от специальности: от одного года до пяти лет. Максимальный период обучения в ординатуре, например, кардиохирурга, нейрохирурга, займет 11 лет. По другим специальностям 7-9 лет. Стажировка студентов будет начинаться с первых курсов. Как и сейчас, основные кафедры, где студенты получают практические навыки, находятся в городских больницах вне зависимости от того, где университет расположен.

    Когда-то сочетание "университетская клиника" было на слуху не только у специалистов-медиков, но и у тех, кто стремился получить эффективную медицинскую помощь. Светила медицины, преподававшие в университете, принимали пациентов, вели их лечение. Но эта замечательная практика постепенно сошла на нет. Теперь возникала необходимость ее возрождения?

    Петр Глыбочко: До 1917 года в России было меньше десяти медицинских вузов, и у каждого были свои клиники. Вскоре после октября вузов стало 75. Но ни о какой постройке клиник при них речь уже не шла: срочно за четыре года учебы студенты получали диплом о высшем медобразовании.

    На смену университетским клиникам пришли так называемые клинические базы в больницах. То есть больница - хорошо, если она была достойно оснащена и если ее главный врач благоволил к студентам - становилась местом практической подготовки будущих медиков. В некоторых были даже аудитории для занятий.

    Петр Глыбочко: Клинические базы в больницах - это тупиковый вариант. Должны быть собственные университетские клиники, как во всем мире. На "базу" профессор или доцент идет, как попрошайка к главврачу, потом к завотделением... По статистике, лишь у 13 из 55 высших образовательных учреждений есть собственные клинические базы. Причем мощность только 2-3 вузов может обеспечить многопрофильный лечебный и учебный процесс.

    Однако в новом Законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" появилась статья, определяющая возможность расположения клинических кафедр в городских больницах...

    Петр Глыбочко: Не так просто "уйти" от них. Требуется время. Но у большей части университетов, убежден, должны быть свои клинические базы.

    В новых правилах вводится так называемый компетентностный подход к подготовке специалиста. Что это значит?

    Петр Глыбочко: Компетентностный подход предусматривает набор определенных практических навыков на каждом уровне обучения. Он повышается от курса к курсу и продолжается на всех этапах постдипломной переподготовки и повышения квалификации врача. Студенты всегда присутствовали при лечении пациентов. Но сами не оказывали медицинскую помощь. Они могли под контролем наставника лишь произвести простейшие манипуляции.

    Но это логично: нельзя доверять лечение человеку неподготовленному, даже если он студент-медик.

    Петр Глыбочко: Согласен. Но теперь студенты получили возможность отрабатывать свои навыки на фантомах - имитаторах человеческого тела, организма. На них можно проводить и анестезиологические манипуляции, и реанимацию, на них можно выполнять операции, их можно обследовать. Мировой опыт показывает: без комплексной системы симуляционного обучения никак не обойтись.

    Отработка практических навыков входит в обязательную учебную программу. При этом качество подготовки заметно повышается: ведь профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации возможных ошибок.

    В последнее время престиж профессии врача заметно упал. Опросы студентов-медиков и вовсе не радуют: многие заявляют, что после получения диплома не собираются работать по специальности. Наверное, нужен иной путь отбора студентов в медвузы.

    Петр Глыбочко: Наш вуз первым в медицинском образовании России выстроил цепочку: довузовское-вузовское-послевузовское обучение врача. Профориентационая работа начинается в специализированном Сеченовском лицее и продолжается до получения диплома врача. 1 сентября нынешнего года вводится понятие "уровни высшего образования". Они включают в себя ординатуру и аспирантуру. Практикующие врачи могут в нашем вузе повысить свою квалификацию, пройти переподготовку, освоить новые методики и технологии. Таким образом, в системе одного вуза реализуется принцип "обучение врача в течение всей жизни".

    Кроме того, университет предоставляет своим студентам своеобразные "социальные лифты": те, у кого среднее медицинское образование, у кого есть квалификация медицинской сестры, акушерки или фельдшера по специальности "лечебное дело", могут получить высшее образование или профессию "менеджера, управленца в здравоохранении".

    Ваш университет - головное учреждение Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, которое формирует методологию учебных планов и рабочих программ для всей системы медобразования...

    Петр Глыбочко: В университете сложились научные школы, которые передают знания и опыт уже на протяжении двух с половиной столетий. Таких возможностей лишены медицинские факультеты в вузах широкого профиля, где нет собственной клинической базы. Нарушается один из основных принципов медицинского образования: учебник - больной, больной - учебник. То есть возможность проверить свои знания у постели больного и снова дополнить их теорией. У нас такие возможности есть, и в этом наши преимущества в подготовке врача.

    За последний год мы создали 25 научно-образовательных клинических центров. В каждом из них в рамках узкой тематики или редкого заболевания консолидируются усилия профильной клиники, кафедры и отдельной научной группы. Они обеспечиваются современной диагностической и лабораторной базой. Некоторые наши идеи и разработки вошли в принятую Стратегию развития медицинской науки.

    Вами создана модульная образовательная модель практической подготовки врача-специалиста. Начиная с первого курса?

    Петр Глыбочко: Да, с первого курса и до итоговой государственной аттестации. И далее - в системе профессиональной подготовки. На базе каждого вуза необходимы центры симуляционного клинического обучения. У нас создан такой центр в виде первой в стране университетской учебной виртуальной клиники. В ее основе - формат виртуальной многопрофильной больницы со всеми ее подразделениями. Каждый профильный учебно-клинический зал оснащен не только тренажерами, но и обучающими программами.

    Сейчас создаем виртуальные клинические отделения с использованием робототехнологий и телементоров. Подобные центры должны стать не только местом обучения, но и местом аттестации и аккредитации специалистов. Все это направлено и на то, чтобы вернуть должный престиж профессии врача, и на то, чтобы повысить уровень российской службы здоровья.

    Поделиться