Большинство участников опроса отметили, что отрасль находится в состоянии стагнации. В качестве основных причин эксперты обозначили, в частности, искусственное сдерживание тарифов, которое не дает отрасли обновляться, при том что рентабельность крупнейшего игрока на рынке - ОАО "РЖД" - и так невысока.
Другая причина - долгосрочные тарифы. При этом эксперты отметили, что сейчас правительство ведет работу над пятилетним планом тарифного регулирования, который призван обеспечить возврат инвестиционных средств для частных инвесторов, в том числе в инфраструктурные проекты, повысить эффективность инвестиционных программ, а также обеспечить возможность долгосрочного планирования для всех участников перевозочного процесса. Эксперты высоко оценивают вероятные результаты такой работы. Все согласны, что простая индексация тарифов не решит проблемы, необходима долгосрочная тарифная политика.
Респонденты также отметили, что именно долгосрочные тарифы станут стимулом для обновления локомотивного парка, износ которого сегодня составляет 74,9% (27,5 года при сроке службы 30 лет). По их мнению, долгосрочные тарифы помогут обновить локомотивный парк, а производители будут иметь возможность прогнозировать объемы закупок.
Долгосрочные тарифы также должны активизировать развитие инфраструктуры. При этом эксперты настаивают на необходимости разделения инфраструктуры на грузовую и пассажирскую, подчеркивают необходимость развития высокоскоростных магистралей, причем и для контейнерных грузов тоже.
Участники опроса ВЦИОМ также обозначили проблемы в пассажирских перевозках. Для пригородных сообщений предложено сохранение государственного субсидирования инфраструктуры, выделение средств из федерального бюджета для наиболее "проблемных" регионов, сохранение существующего порядка по применению льготного тарифа и даже перераспределение дорожного налога между железнодорожным и автомобильным транспортом. "При дефиците средств в 7,5 млрд рублей на компенсацию выпадающих доходов перевозчика в 2012 году ни о каком развитии пассажирских перевозок говорить нельзя. Если в ближайшее время не будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета, мы можем получить серьезный социальный взрыв", - отметил зампредседателя Комитета Государственной Думы по транспорту Александр Старовойтов.
Некоторые эксперты также высказались за приватизацию пакета акций ОАО "РЖД". Принципиально эту возможность не отрицали и другие опрошенные, но в данный момент назвали данную меру преждевременной и слабоэффективной. Далеко не всем понятно, какие стратегические задачи можно решить таким путем, почему и было обращено внимание преимущественно на негативные последствия такого решения.
Выгоды от приватизации, такие, например, как привлечение инвестиций в отрасль, были оценены как кратковременные и не особо значимые с точки зрения глобальных перспектив развития отрасли. По мнению респондентов, повысить прозрачность сферы железнодорожных перевозок - важно, но ценой потери управления отрасли этого делать точно не стоит.
Таким образом участники исследования обозначили ключевые проблемы и предложили возможные варианты обеспечения качественного развития железнодорожного транспорта в России. По сути главный фактор, на который было обращено внимание, - это необходимость системной государственной поддержки железнодорожной отрасли для обеспечения сбалансированного пространственного и социально-экономического развития страны. Железнодорожная отрасль может развиваться только при системной поддержке со стороны государства - в этом респонденты оказались практически едины.