О российско-болгарских связях - графических, духовных и общественных - наш разговор с председателем национального движения русофилов Болгарии и издателем газеты "Дума" ("Слово") Николаем Малиновым.
В наш прагматичный век хочется понять, какие мотивы у болгарских русофилов и как они связаны, например, с вхождением Болгарии в НАТО?
Николай Малинов: В Национальном движении русофилов состоит почти 28 тысяч человек, объединенных в 162 организации, построенные по территориальному принципу по всей Болгарии - от самых небольших сел до крупных городов. А мотив очень прост: мы, как и вы, - православные славяне. Это значит, что у нас общее культурно-ценностное восприятие мира. В этом году исполняется 1150 лет нашей общей азбуке - кириллице. Кирилл и Мефодий перевели богослужебные книги на церковно-славянский язык, общий для нас с вами. Переписаны они были в Болгарии. 400 болгарских священников вместе с войском князя Владимира распространяли православие по Святой Руси. Историческая логика такова: греки зажгли факел православия, а болгарские средневековые книжники перевели православные книги на доступный для русских язык.
А на ваш вопрос о западном векторе отвечу так: с вхождением в Евросоюз и в НАТО, болгарское общество испытывает сильный дефицит в культурных, духовных и общественных связях с Россией.
И все же, что это за люди такие, болгарские русофилы? Это те, кто ностальгирует по временам, когда Болгария была "16-й республикой"?
Николай Малинов: Прошу не путать русофила с советофилом. Для меня русский человек - это тот, кто знает, что такое православие и молится на одном с болгарами церковнославянском языке. Русофил благодарен генералам Скобелеву и Гурко за освобождение Болгарии от турок. И понимает, почему русские памятники в Болгарии в порядке, а советские нет.
Социологическое исследование, которое мы провели в ноябре 2011 года, показало, что в Болгарии 72,8 процента населения определяют себя как русофилы. Всего лишь 9 - как русофобы. Дай бог России столько русофилов, сколько их в Болгарии.
А история движения русофилов действительно восходит к СССР, вернее к Коми АССР, где с конца 60-х годов прошлого века начали строиться болгарские предприятия по добыче леса. К слову, в России к 1990 году работало и училось более миллиона моих соотечественников. И когда закрыли наш совместный проект в Коми АССР, болгары, вернувшись на родину, объединились. Организовали Первый русофильский Собор. В этом году будет уже десятый. Собирается по 10-15 тысяч человек! Торжества проходят два дня. Это встречи-семинары для взрослых и конкурсы для детей. В последнем конкурсе рисунков, песен, эссе "Нельзя потушить то, что не гаснет" участвовало более 6200 ребят.
В конце советского периода нашей общей истории русский в Болгарии знали все. Студентам-лингвистам, приехавшим в Софию, чтобы попрактиковаться в болгарском языке, было очень трудно - в любом магазине или ресторане нам говорили: "Девочки, не мучайтесь. Говорите по-русски". Как обстоят дела сейчас?
Николай Малинов: В Болгарии английский язык по количеству школьников, которые его выбрали, на первом месте, а русский - на втором. Его учат 250 тысяч школьников. Почему английский первый? Если болгарский молодой человек окончил американскую школу и университет, США помогает ему устроиться на престижную работу.
Давно у вас есть Американский университет?
Николай Малинов: С 1991 года. И США ежегодно выделяет на его содержание пять миллионов долларов. Вот вам пример мягкой дипломатии. Жаль, что Россия так и не открыла в Болгарии своего университета. Что касается русских СМИ, телевидения, - это то, что нам обязательно нужно развивать, как главные инструменты разговоров с болгарским обществом. Кстати, газета "Дума" - единственная в мире, в которой ежедневной вкладкой выходит "Российская газета".
Как подружились?
Николай Малинов: "Дума" оказалась в числе восьми газет, которые в августе 2008 года осмелились опубликовать русский взгляд на происходящее в Южной Осетии.
В последние годы приходят сообщения о вандализме по отношению к советским памятникам в Болгарии...
Николай Малинов: Наше движение заботится более чем о 550 русских и советских памятниках. В этом году открыли несколько новых: донским казакам и Александру II, освободившим Софию, фельдмаршалу Гурко и полковнику Тимирязеву, освободителю города Стрелча. В сентябре откроем очередной памятник генералу Скобелеву. С памятниками Советской Армии, действительно, не совсем все в порядке. В прошлом году была идея переместить один из них из центра Софии. Мы за месяц собрали 54 тысячи подписей в поддержку памятника, удалось его отстоять.