Создание ОАЕ стало символом освобождения Африки от колониализма. Нет сомнения, что процессы деколонизации в конце 1950-х - начале 1960-х годов имели принципиальное значение для континента и для всего мирового развития. Настало, однако, время оглянуться назад и задаться вопросом: удалось ли за полвека решить африканские проблемы? Благополучна ли сегодня Африка? Ответы, к сожалению, зачастую огорчительные. И в немалой мере это связано с тем, что наследие колониального периода все еще дает о себе знать. Одним из наиболее уродливых проявлений колониализма в Африке была работорговля, стоившая континенту порядка 15 миллионов человеческих жизней. Бывший министр иностранных дел ЮАР, а ныне председатель Комиссии Африканского союза Н.Дламини-Зума отмечала в этой связи, что "Африка потеряла много людей во времена работорговли, упустила возможность и время для собственного развития. Некоторые государства мира были построены руками африканских рабов, варварской эксплуатацией природных ресурсов континента".
Но, пожалуй, никакое наследство колониализма не проявляется так явственно, как определенные метрополиями государственные границы африканских стран. На Берлинской конференции 1885 г. колониальные державы осуществили раздел Африки на территориальные единицы. Линии проводились на карте произвольно, нередко - просто по линейке. Ради создания английской, французской, бельгийской, португальской, итальянской, испанской или германской "вотчин" разрезались на куски исторически сложившиеся догосударственные формирования, разделялись африканские племена и народы. 44 процента протяженности государственных границ в Африке проведены по параллелям и меридианам, 30 процентов - по дугообразным и кривым линиям и только 26 процентов - по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими.
В итоге в Африке к югу от Сахары не оказалось ни одной страны с более или менее этнически, лингвистически и конфессионально однородным населением. Например, многомиллионный народ малинке был разделен между Сенегалом, Мали, Гамбией, Гвинеей-Бисау, Гвинеей, Сьерра-Леоне, Кот-д Ивуаром, Буркина-Фасо и Мавританией. Нилотские народы были разобщены границами Судана, Уганды, Кении и Конго. Сомалийцы оказались в Британском и Итальянском Сомали. Искусственный раздел территорий с этнически однородным населением и создание многонациональных колоний породили две проблемы: сосуществования между различными народами в пределах обретшей независимость страны и отношений между этими странами. По сути, были заложены мины замедленного действия, срабатывание которых приводит к возникновению острых внутренних и межгосударственных конфликтов.
Эти опасности были изначально очевидны для молодых африканских стран. Еще в 1964 г. на первой сессии глав государств и правительств Организации африканского единства они приняли заявление о том, что все страны - члены ОАЕ обязуются уважать границы, существовавшие при достижении ими национальной независимости в соответствии с юридическим принципом uti posidetis - владей чем владеешь. Однако понятно, что в реальной жизни реализовать этот принцип непросто. Сегодня в зонах разного рода территориальных споров находится примерно 20 процентов территории континента. Неудивительно, что Африка представляет собой единственный регион мира, где число конфликтов год от года не только не уменьшается, но и возрастает. После освобождения континента было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибли около 10 млн человек, причем более 90 процентов из них составляли мирные жители. Межэтнические проблемы подогреваются продолжающимся соперничеством за контроль над ресурсами континента. Подавляющее число столкновений интересов происходит в районах, где сосредоточены богатейшие залежи полезных ископаемых. В непрекращающийся кризис в восточных районах Демократической Республики Конго вовлечены соседние Руанда, Уганда и другие страны Района Великих Озер. В том же регионе произошли и потрясшие мир в 1990-е годы кровопролитные столкновения на этнической почве в Руанде между народами хуту и тутси, когда людские потери превысили 1 млн человек.
Противоречивая тема - отношения между Эфиопией и Эритреей, уходящие корнями в XIX век, когда границы между ними существовали лишь на картах колонизаторов. Выход Эритреи в 1993 году из состава Эфиопии вылился в затяжной вооруженный конфликт. Эфиопо-эритрейские отношения остаются неурегулированными до сих пор. Непросто обстоят дела в Западной Африке - регионе, который отличается самой большой этнической пестротой. Вследствие произвольного разделения ее народов вооруженные конфликты происходили и происходят во многих странах региона - в Нигерии, Чаде, Сенегале, Либерии, Сьерра-Леоне и др. Достаточно вспомнить междоусобную войну в Нигерии в конце 1960-х годов федералов против сепаратистов, провозгласивших в восточной части страны свое "государство Биафра", которая унесла более миллиона человеческих жизней. И в наши дни страну буквально раздирают этнорелигиозные противоречия и конфликты, прежде всего между мусульманским народом хауса и христианским народом йоруба. Дополнительную остроту проблеме границ в Африке придает то, что уже имеется по крайней мере два случая отхода от принципа нерушимости колониальных границ - при отделении Эритреи от Эфиопии и при появлении Республики Южный Судан.
Постколониальное развитие Африки остается напряженным и противоречивым. Ответственность за это несут как сами африканцы, так и бывшие колонизаторы. Мировое сообщество не имеет права оставлять происходящее без должного внимания. Очевидно, что в интересах содействия решению застарелых проблем континента необходимо сделать все, чтобы очистить, наконец, действия внерегиональных игроков от "двойных стандартов" и рецидивов геополитических игр.