Команда из 16 человек - ученых, доктора, кока, водителя трактора - была высажена на льдину 1 октября прошлого года на 85-м градусе северной широты к северу от острова Врангеля с таким расчетом, что она просуществует 9 месяцев, а, может быть, и больше. Основной вариант дрейфа должен был пройти через северный полюс и выйти в западную часть Арктики. Как раз оттуда нынешним августом научную экспедицию, организованную Санкт-Петербургскими арктическим и антарктическим институтами забрать на материк. Льдина, на которой расположена станция, сегодня состоит из отдельных кусков 100 на 150 метров. Из-за постоянного торошения на ней невозможно соорудить полосу для полярного самолета. В апреле, когда была традиционно организована полярная база "Барнео" у самого Северного полюса, оттуда в пределе досягаемости вертолета смогли слетать на СП-40 и заменить в силу разных обстоятельств двух членов экспедиции. Однако в настоящее время сложилась экстремальная ситуация. Льдина с СП-40 успела отдрейфовать и оказалась близка к полюсу относительной недоступности для Арктики. Поэтому принято решение отправить за учеными самый мощный в мире атомоход "Ямал". И этому судну придется непросто.
В Мурманске, где "Ямал" уже готовят к отплытию, дополнительно консультируют персонал атомохода, который будет эвакуировать экспедицию. Помимо людей со льдины, предстоит забрать домики полярников, генераторы, 300 бочек с горюче-смазочными материалами, тяжелые машины. И самое важное: большое количество первоклассного научного оборудования, приборов для проведения океано-географических работ, сейсмических подледных исследований, новейшие роботы, аэростат, автоматическую станцию аэрологического зондирования, станцию спутникового приема, системы ГЛОНАСС для корректировки орбиты и уточнения работы самой системы. Как рассказал Александр Фролов, "сегодня толщина льдины составляет порядка 2,5 метра. Но надежды, что множественные трещины зарастут, нет. Температура в районе СП-40 минус 10 градусов и будет дальше теплеть. 31 августа "Ямал" должен выйти в Северный Ледовитый океан. Мы рассчитываем, что спасательная операция займет не менее 33 суток. Две недели, чтобы достичь СП, 4 дня грузиться и дорога обратно. Не исключена вертолетная поддержка с борта "Ямала". В самом крайнем случае, обратимся к полярным пограничникам-летчикам. А СП-40 не прекратит своего существования. В настоящее время на мысе Баранова на Северной земле срочно реанимируют полярную станцию, которая работала еще в девяностые годы прошлого века. Вероятно, что в ближайшем будущем исследовательская база будет находиться там".