26.05.2013 23:29
    Поделиться

    Андрей Максимов: "Борьба борьбы с борьбой" - вот символ нашей жизни

    Так получилось, что программа "Наблюдатель", которую в тот день вел я, стала последней телевизионной съемкой замечательного русского историка Сигурда Оттовича Шмидта. Может быть, поэтому так запомнились его слова.

    А говорил он, много и страстно, о том, что мы неправильно изучаем историю. Мы изучаем историю сражений, революций, королей и президентов и совсем не знаем историю людей, их быта, их жизни.

    Я абсолютно уверен, что размышление об истории настоящего ученого - это всегда в какой-то мере зеркало сегодняшнего дня. История, как известно, делается сегодня, а изучается завтра. Вот я и подумал: что за история делается сегодня? Разве сегодня мы рассказываем про людей, про их жизнь, про их быт - нет? В телевизоре, в газетах, в журналах - гламурных и не гламурных - разве есть жизнь?

    Представим: прилетит вдруг марсианин в голубом вертолете, поглядит наше телевидение, послушает радио, почитает прессу - что он про нас поймет? Что у нас происходят бесконечные заседания всех, периодические убийства, столь же периодические протесты, бесконечные споры о вчерашнем дне, стихийные бедствия, футбол-хоккей, погода... Это, что ли, и есть наша жизнь?

    Мой хороший знакомый, психолог из Риги Дмитрий Лицов, проехал по российским городам, и его поразили три вещи. Первое. Огромное количество маленьких детей. Только в один день на центральной улице небольшого города он увидел четырнадцать мам с колясками. Второе. То, что во всех городах идет огромное строительство. И третье - немыслимое количество объявлений с приглашениями на работу.

    Дима не политик и не пропагандист. Он - путешественник, сторонний человек. Стороной ехал - увидел. Он. А мы - нет. Мы не видим.

    Не потому не видим, что глаз нет, а потому, что не туда глядим. Нас больше интересует борьба, чем жизнь. В одной из книг замечательного русского писателя Юрия Коваля скульптор ваял статую, которая называлась "Борьба борьбы с борьбой". Это - символ нашей жизни.

    Одни каналы рассказывают про одну борьбу, другие - про другую. Одни под одним углом, другие - под другим. Одни радиостанции этих клеймят, другие - тех.

    А где люди? Живые человеки, которые любят, ненавидят, занимаются наукой и искусством, ходят в театр и кино?

    Один мною любимый оппозиционный канал в программе новостей решил рассказать о смерти великого режиссера Петра Тодоровского. Большие каналы сделали эту трагедию главной новостью дня, здесь шло под конец. Хоть так.

    В студию пригласили хорошего кинокритика, интеллигентного и умного человека. Он стал говорить о Петре Ефимовиче - хорошо, интеллигентно, умно. Первый же вопрос, который ему задала телеведущая, был о чиновниках, мешающих развитию нашего кино. Как так ловко ведущая перешла от Тодоровского к чиновникам, я, честно говоря, не уловил, но то, что смерть кинематографического гения ее совершенно не задевает, было абсолютно очевидно. Совсем, что ли, с ума посходили со своей борьбой?

    Как известно, если собака укусила человека - это не новость, а вот если человек укусил собаку - это самая что ни на есть новость. Мне вот интересно: в нашей стране происходит что-нибудь, связанное, скажем, с наукой, кроме выборов очередного начальника Академии наук? А кроме строительства новой сцены Мариинки у нас еще какие-то новости в искусстве есть? Вы, например, знаете, что "Машина времени" Андрея Макаревича играла вместе с "Виртуозами Москвы" Владимира Спивакова? И что это стало самой обсуждаемой новостью? Нет? Почему - нет?

    Опять же ко мне в "Наблюдатель" приходит доктор биологических наук, заведующий лабораторией МГУ Александр Каплан, и рассказывает. В его лаборатории вы можете сесть за компьютер, к вашей голове прикрепят несколько датчиков, после чего вы будете печатать на компьютере без помощи рук, одной силой мысли. Вы станете представлять текст, а он сам собой появится на дисплее компьютера. Мозг управляет компьютером непосредственно!

    Это что, правда, менее интересно, чем очередной крик-спор о вчерашнем дне нашей страны, о какой-нибудь очередной исторической неясности?

    А нам, читателям-зрителям, вообще нужны новости про людей? Мне, скажем, очень интересно узнать о том, как живут люди в провинции. Мои налеты с лекциями на провинциальные города какую-то картину дают, но неполную. Нас много таких или нет? А ничего, что мы вообще ничего не знаем про жизнь страны? Оппозиция кричит, что все - плохо, не оппозиция, что все нормально. Знаний нет.

    Только что начавшее вещание Общественное телевидение показывает сюжеты о жизни в провинции: оазис в пустыне. В чудесных российских городах и городках живут себе люди, что-то делают интересное и не очень, и рассказывают об этом спокойно и с достоинством.

    Это вообще интересно кому-нибудь? У вас есть ответ? У меня нет ответа.

    "Если ты не занимаешься политикой, - политика занимается тобой". Никогда не понимал этого нелепого высказывания. Политика занимается тобой всегда, вне зависимости от твоего личного к ней отношения.

    Сегодня у зрителя-читателя есть право знать о бытовой жизни людей? О новостях науки и искусства?

    Оппозиция скажет: нет такого права. Не оппозиция скажет: сейчас самое главное - строительство новой жизни.

    Может, нам действительно делать гвозди из новостей и вбивать их в головы желающих?

    Вот тут, я убежден, желающих будет много...

    Поделиться