Рынок оценки в стране уже сформировался, действуют саморегулируемые организации, призванные устанавливать в отрасли стандарты работы, функционирует Национальный совет по оценочной деятельности. Тем не менее, практика показывает наличие определенных проблем, на которые указывают и предприниматели, и простые граждане, сталкивающиеся с оценкой своих активов.
Основная претензия - это недостоверность оценки. Безусловно, оценка всегда в определенной степени субъективный процесс, несмотря на опору на расчеты и типовые решения. Недостоверность может быть результатом недостатка информации, очень часто несовершенство заложено в методологии оценки. Но, как правило, искажения оценки допускаются с тем или иным умыслом - при банкротстве или недружественном поглощении стоимость значительно снижается, при необходимости получения кредитов, реструктуризации бизнеса, увеличения налогооблагаемой базы - искусственно завышается. При этом не стоит забывать, что существует не только ответственность оценщика, но и ответственность заказчика оценки.
Проблема недостоверности оценки в том, что существующий механизм СРО и наличие национального совета по оценочной деятельности (НЦОД) как инструменты самостоятельного регулирования отрасли, увы, не решают всех проблем растущей отрасли. На недостатки регулирования накладывается и существенная доля малоквалифицированных участников отрасли. Пока еще не создан единый реестр, "черный список" низкоквалифицированных оценщиков, злоупотребляющих клиентурой, при этом СРО на их некорректные действия могут давать противоречащие экспертизы. Очевидно, что квалификация оценщиков нуждается в постоянной проверке и совершенствовании, по факту доступ на рынок крайне облегчен. Всего в стране в отрасли оценки занято более 18 тысяч человек, при этом в текущей ситуации арбитраж спорных ситуаций налаживается с большим трудом.
Работа над сбором предложений в дорожную карту продолжается, но уже сейчас сформирован лист основных инициатив. Прежде всего это повсеместное по отрасли внедрение методологических стандартов по основным направлениям оценки - кадастровой оценке, оценке стоимости акций и долей в уставном капитале, оценке стоимости машин и оборудования и оценке интеллектуальной собственности. Такая стандартизация методологии должна приблизить российский рынок к международной практике, повысить доверие международного инвестора к российским рынкам.
Второй блок решений связан с усилением ответственности за результаты оценки. Например, предлагается ввести институт приостановления членства оценщика в СРО, влекущего запрет на ведение оценочной деятельности, причем не только за совершение действий, не соответствующих нормам оценочной деятельности, но и за отказ в предоставлении информации об обязательном страховании деятельности оценщика. Безусловно, всем участникам процесса (заказчику, оценщику, СРО) должны быть понятны четкие границы распределения ответственности - их необходимо закрепить законодательно и в повседневной практике. Также члены рабочей группы предложили установить обязанность по опубликованию отчетов об оценке, если задействованы объекты, хотя бы частично принадлежащие государству или муниципалитетам, - реализовать это предложение планируется через создание единого информационного ресурса о стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам или муниципальным образованиям.
Безусловно, открытым остается вопрос должной квалификации оценщиков - по новому порядку аттестации, проведению экзаменов, аккредитации учебных заведений, готовящих оценщиков, посвящен целый раздел дорожной карты, в котором, в частности, предлагается введение требования о сдаче единого экзамена претендентами на получение статуса оценщика. Еще один комплекс решений дорожной карты связан с совершенствованием процедур государственной кадастровой оценки. В частности, для уменьшения нагрузки на судебную систему предполагается ввести требование обязательного досудебного порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта - о необходимости создания такого "внутреннего арбитража" эксперты говорят уже давно. Эта часть дорожной карты развивает успех подготовленной агентством дорожной карты "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которая была утверждена правительством РФ и уже реализуется.
Рисков от поддержания существующей ситуации, когда оценка непрозрачна, а элементы регуляции недостаточны, достаточно - это и рост количества корпоративных конфликтов, и возникновение конфликтов при передаче земель между разными уровнями власти и частными владельцами, и угроза интересам всех граждан, учитывая введение в 2014 году налога на недвижимость. От добросовестной реализации дорожной карты должны выиграть все участники рынка. Потребители получат прозрачную, понятную по методологии систему оценки, отпадет необходимость дублирования процедур при встречной оценке. Банки смогут сократить затраты ресурсов на верификацию оценки, регулярно получая точную оценку предметов залога. Весьма заинтересовано в повышении качества оценки Росимущество - сейчас более 90% отчетов по оценке, поступающих в ведомство, признаются некорректными. Профессиональное сообщество получит возможность развиваться, очищая рынок от некомпетентных и безответственных участников рынка.