Такую впечатляющую динамику обеспечили, главным образом, крупные клиенты, которые замещали факторингом банковское кредитование. Это подтверждает рост доли крупного бизнеса в структуре факторинговых сделок почти на 4 п.п. (до 59,2%). Корпоративное банковское кредитование показало в прошлом году куда более скромную динамику - 11,5%. Рост сегмента "Замена кредиту" позитивно сказался и на качестве портфелей факторов: по состоянию на 01.01.2013 доля проблемных кредитов снизилась до 1,2% от совокупного объема портфелей факторов.
В прошлом году российский факторинговый рынок стал более специализированным: одни игроки сконцентировались на крупном бизнесе, другие - на МСБ. При этом факторы, аффилированные с крупными банками, предлагали своим клиентам ставки ниже рыночных. "Столкнувшись с повышенным интересом клиентов, они были вынуждены сконцентрироваться на работе с крупным бизнесом. Это позволило достигнуть масштаба, при котором невысокие ставки оправданы", - сказала замруководителя отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА" Марина Мусиец. Те, кто на поддержку материнских структур рассчитывать не могут, пытаются сохранять универсальность либо уходят в сегмент МСБ.
- Действительно, факторы сегодня определяют для себя те ниши, в которых они наиболее сильны и обладают конкурентным преимуществом, - отметил гендиректор "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. - Они выбирают те услуги, на которых могут создать наибольшую добавленную стоимость. Рынок переходит от ценовой конкуренции к сервисной составляющей, когда скорость, удобство, простота выходят на первый план в борьбе за клиента. Эта тенденция, на мой взгляд, предопределяет как текущее, так и будущее развитие рынка.
Вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов добавил, что специализация была всегда, но довольно размытая, а сейчас она усилилась, поэтому те, кто не найдет свою нишу, могут вообще уйти с рынка. Рост специализации снизил уровень конкуренции, поскольку число факторов, работающих в одном сегменте, сократилось. При этом наиболее высокой конкуренция остается в сегменте "Факторинг в адрес торговых сетей", потому что, с одной стороны, сегмент предполагает покупку кредитного риска высокого качества по цене чуть ниже стоимости привлечения для МСБ, с другой стороны, у фактора не возникает необходимости в существенном объеме людских ресурсов.
В прошлом году на рынке была также отмечена новая тенденция - кооперация факторов между собой и совместное обслуживание одного клиента. "Еще недавно никто не мог поверить, что факторы могут объединиться в реализации конкретной сделки для максимально полного удовлетворения клиентов. Мы считаем, что подобное сотрудничество игроков рынка продолжится и в этом году", - отметил Виктор Носов. Предправления НФК Роман Огоньков добавил, что инициатором сделки стал сам клиент, создавший уникальную комбинацию сервисных составляющих, которых по отдельности у факторов не было. Что касается дальнейших перспектив этого направления, по словам эксперта, речь пока не идет о некоем конвейерном решении, которое будет масштабироваться - скорее, это будут точечные сделки для среднего и средне-крупного бизнеса.
- Факторы, расширяя набор продуктовых решений и качество сервиса, предлагая продукты разной стоимости, могут создавать уникальные комбинации под конкретного клиента,- отметил Огоньков. - Специализация по подобного рода сделкам основана на недоразвитости рынка кредитного страхования. Потому что если бы в России был сложившийся рынок кредитного страхования, который устраивал бы факторов по аппетиту к риску и структуре сделок и по ценовой политике страховых компаний, такие решения были бы менее вероятны.
"Мы надеемся, что активность страховых компаний будет расти, потому что наша деятельность на рынке безрегрессного факторинга будет в значительной мере зависеть от их лояльности по отношению к кредитным рискам в России", - сказал директор департамента факторинга банка "Петрокоммерц" Александр Морозов.
По прогнозу "Эксперт РА", в 2013 году темпы роста рынка замедлятся до 35-40%, а его объем достигнет 2 трлн руб. При этом рост, как и в прошлом году, будет обеспечен в основном за счет крупных клиентов - при сохранении низких ставок для крупного бизнеса факторинг продолжит "перетягивать" на себя потенциальных банковских заемщиков.