Методы развития конкуренции в регионах РФ создадут к сентябрю 2013 года

Генерировать инновации под воздействием лозунгов и в изоляции от реальных потребностей общества - это все равно, что растить яблоню, чьи яблоки упадут во двор соседа. В первую очередь должна быть восприимчивая к инновациям экономика, которая конвертирует их в конкурентоспособные производства и качество жизни людей.

Александр Галушка, сопредседатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия"

А в этой восприимчивой экономике есть две базовые вещи: благоприятный инвестклимат и развитая конкуренция. Несмотря на то, что поддержка конкуренции - одна из основ конституционного строя РФ, все мы осознаем очевидный диссонанс между декларациями и действительностью.

В конце 2012 года правительство РФ утвердило дорожную карту развития конкуренции в России. Она предусматривает, что к сентябрю 2013-го будет разработан стандарт развития конкуренции в регионах, который утвердят на наблюдательном совете АСИ. Подготовкой проекта занимается "Деловая Россия", она вовлекает в эту деятельность регионы. Уже подключились к работе Томская, Мурманская, Свердловская области, Красноярский край. Выразил заинтересованность Татарстан. В каждом регионе существовали свои программы развития конкуренции. Где-то они принесли пользу, где-то не дали ожидаемого результата, но накопилась определенная практика. И она будет учтена.

Толчком для создания стандарта развития конкуренции послужил успешный эксперимент по внедрению стандарта инвестиционной привлекательности. Очевидно, что снятие административных барьеров, стимулирование инвесторов, поддержка новых проектов, доступная инфраструктура, налоговые каникулы способствуют увеличению игроков на рынке и развитию конкуренции. Однако не стоит сводить конкуренцию только к инвестклимату. Стандарты не будут дублировать друг друга.

Федеральная дорожная карта развития конкуренции в РФ содержит в себе 122 меры. Остановимся только на самых ключевых, которые могут транслироваться на территориальный уровень.

Дорожной картой закреплено, что на федеральном уровне за развитие конкуренции отвечают не только министерство экономического развития и ФАС, но и все остальные органы власти - минтруд, минздрав, минпромторг и т.д. в рамках своих полномочий. Для чего в их положения будут внесены изменения и установлены KPI в сфере развития конкуренции. Аналогичные требования должны предъявляться к региональным и муниципальным ведомствам.

Сегодня бизнес лишен возможности конкурировать с ГУПами и госкомпаниями. Какое бы ни было качество у твоей услуги, цена, сервис - все равно проиграешь. Согласно дорожной карте, за два года все ФГУПы (соответственно, в субъектах РФ - ОГУПы и МУПы) выведут с конкурентных рынков. Нечего им делать там, где может работать частная компания. Потому что административный ресурс - мощнейший искажатель нормальной конкуренции. Да, могут быть исключения, но специальные, требующие объяснения. ФАС наладит региональный мониторинг лучших и худших практик развития конкуренции, будет вести так называемую черно-белую книгу.

Отдельный блок посвящен развитию конкуренции в инфраструктурных отраслях. По решению правительства РФ до конца года будут разработаны соответствующие программы в железнодорожном транспорте, энергетике, газоснабжении и еще шести сферах. А также предусмотрено создание стандартов клиентского обслуживания - не внутренних регламентов, а документов, предписывающих оказание качественной услуги потребителю, гражданину или организации. Причем за несоблюдение стандартов установлена ответственность.

На местном уровне эту нишу представляют локальные монополии - те же водоканалы, к примеру, и региональные энергетические комиссии (РЭК). Их деятельность необходимо усовершенствовать, разработать стандарты клиентского обслуживания - это совершенно нормальный, цивилизованный подход. Почему РЭКи, действуя в публичных интересах, не могут вести онлайн-трансляции своих заседаний? У этих структур просто потрясающая закрытость. Нужно сделать их деятельность прозрачной, ввести в правило режим публичных консультаций при принятии решений, чтобы потом всю страну не трясло от последствий.

Госзакупки - еще один мощный фактор развития конкуренции. Они осуществляются как на федеральном уровне, так и на региональном, муниципальном. Ничто не мешает прописать в стандарте обязательность общественных слушаний о необходимости и целесообразности тех или иных закупок, механизм предотвращения конфликта интересов.

В процессе создания федеральной дорожной карты было проведено более 30 заседаний рабочей группы, собрано 1500 страниц аналитики, комментариев, предложений. Кроме того, у нас работала краудсорсинговая площадка, где представлено 3300 авторизованных экспертов. Если обобщить всю эту информацию, то можно сказать, что конкурентный рынок - это рынок потребителя. И наоборот - рынок потребителя всегда конкурентен. Вопросы экономической концентрации уходят на второй план. В развитых экономиках она, вроде бы, и низка, однако барьеры для входа на рынок минимальны. Если в таких условиях кто-то из производителей начинает "шалить", его сразу вытеснят.

Где больше всего ощущается дефицит конкуренции? По мнению экспертов, в ЖКХ и энергетике. Покупатель там чувствует себя дискриминированным, ему душно, некомфортно. Поэтому в дорожной карте будет раздел "защита прав потребителей". Там на самом деле революционные нормы: у граждан и юрлиц появится возможность подавать групповые иски к нарушителям антимонопольного законодательства и взыскивать с них многократные убытки. Возникнет принципиально новый, частный, механизм защиты конкуренции и новый участник отношений с сильной компетенцией- адвокат, который в суде будет доказывать, что были нарушены права граждан и компаний. У него, в отличие от сотрудников ФАС, есть мощная мотивация - зарабатывать. Он сам будет искать факты дискриминации, объяснять людям, что их права нарушены, заключать договоры на представительство в суде. Гонорар успеха - 10% от взысканного. Сегодня антимонопольное регулирование заканчивается штрафом в бюджет. А что получают простые люди? Ничего. Тут же у них появится возможность взыскать реальную компенсацию за переплату коммунальных услуг, за взвинченные цены на бензин и т.п. Аналогичная система работает в США и довольно успешно.