"В целом минздрав работает в хорошем ритме", - подчеркнул премьер-министр, отметив достижения последнего года - рост рождаемости, сокращение смертности, успешную модернизацию регионального здравоохранения и т.п. Но призвал не успокаиваться и сосредоточить усилия на нерешенных вопросах - активнее привлекать молодых врачей на село, разобраться с регионами, в которых допустили снижение зарплат врачей.
Министр Вероника Скворцова также напомнила участникам заседания о большой работе по созданию новой нормативной базы здравоохранения, беспрецедентно больших объемах финансирования отрасли, перечислила скромные, но уже видимые успехи в снижении заболеваемости и смертности, повышении рождаемости, строительстве новых, ремонте и оснащении существующих лечебных учреждений.
Здравоохранение находится в процессе реформирования, а это процесс всегда непростой - необходимо ломать привычные стереотипы, искать новые формы работы, вести переподготовку кадров к новым задачам. И на этом пути не всегда все гладко. Сегодня наиболее острыми темами стали внедрение стандартов оказания медицинской помощи и зарплата медиков. Медико-экономические стандарты должны были сделать уровень и качество медуслуг более или менее едиными для всей страны. Было утверждено 797 стандартов, выделены и необходимые для их внедрения средства. Однако уже первые месяцы работы по ним показали, что сбалансировать финансирование и работу по стандартам сложно. Ряд экспертов высказались в том смысле, что стандарты придется отменить или существенно переработать.
Тема повышения зарплаты медиков неразрывно связана с решением проблемы острого дефицита кадров. А он сегодня, по подсчетам самого же министерства, достигает 40 тыс. врачей и 270 тыс. средних медработников. В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 года зарплата врачей к 2018 году должна достичь 200% от средней по экономике региона, а зарплата среднего медперсонала - 100%. С начала года все запланированные на повышение зарплат средства были доведены до субъектов РФ, включая и средства на стимулирующие доплаты. Обнародованы приятные цифры: в среднем по стране уровень зарплат врачей достиг 138% от средней по экономике, то есть 36,5 тыс. руб. Однако в каждом третьем регионе допущено и снижение уровня зарплат. Причиной назвали несвоевременную подготовку тарифных соглашений, а в тарифах есть и зарплатная часть. Однако прошло уже без малого пять месяцев с начала года, соглашения вполне можно было принять, а информация с мест по-прежнему неутешительна. Так, врачи из профессионального медицинского сообщества "Клуб практикующих врачей" сообщают свежие факты.
"Я - участковый педиатр из Ростова-на-Дону. Получаю "президентские" 8700 р. + 5200 р. + иногда приработок 1000 р. Итого 14900 р. (за 2 участка и прием до 50 детей в день)".
"А я - участковый терапевт 1 категории из Барнаула, стаж 15 лет. Получаю такие же деньги + 0,25 ставки за клинического фармаколога (900 р.) + за стаж. Итого 15500-16000. Совмещение на втором участке не оплачивается".
"Махачкала, главный невролог управления здравоохранения + невролог на 0,5 ставки в поликлинике + стаж, категория + надбавка за расширенный объем работы + модернизация - всего получается около 10 тыс.руб.".
Понимая, что ситуация с зарплатами далека от гарантий, данных государством, в министерстве обещали наладить их ежемесячный мониторинг "в разрезе медицинских учреждений" и регулярно публиковать данные на сайте. Однако пока такой информации на сайте нет, а на коллегии министр эту тему и вовсе не упомянула.
На только что прошедшем в Санкт-Петербурге Российском фармацевтическом форуме директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович привела подсчеты затрат на здравоохранение, синхронизированные со средним вариантом прогноза социально-экономического развития страны, демографическим прогнозом и модернизационным вариантом решения кадровой проблемы в отрасли. Получается: если к 2018 году обязательства по повышению заработной платы всех медиков будут выполнены, то они "съедят" две трети всех средств на здравоохранение. А на все остальные нужды, то есть на лечение людей, профилактику, диспансеризацию и т.п. останется всего одна треть совокупного бюджета. Такого соотношения не знает ни одна социальная отрасль. И вывод напрашивается один: решить эти проблемы по стандарту не получится, нужны инновационные подходы.