Какие основные новации принесла рынку статья?
Максим Овчинников: Статья содержит норму, которая обязывает головных исполнителей гособоронзаказа представлять в антимонопольные органы информацию обо всех фактах завышения кооператорами цены свыше уровня, установленного дефлятором, более чем на 5%. Также статья дает формальное определение доминирующего положения хозсубъектов, участвующих в исполнении гособоронзаказа. Мы считаем, что обязанность предоставлять информацию о завышении цен увеличит количество обращений и жалоб в ФАС. Поэтому мы создаем все необходимые организационные правовые условия рассмотрения таких жалоб, с учетом возможной секретности и ограниченного доступа к информации. Будут созданы совместные комиссии ФАС и Рособоронзаказа по рассмотрению дел о злоупотреблении доминирующем положением.
Каковы критерии определения доминирующего положения хозсубъекта?
Максим Овчинников: Часто головной конструктор включает в состав конструкторской документации одного определенного исполнителя комплектующего изделия либо какого-то агрегата, и тогда этот исполнитель становится единственным поставщиком на долгие годы. Если использование товара, услуги, агрегата, либо сырья и материалов при производстве головного изделия предусмотрены конструкторской документацией и замены им не предполагается, то такой хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на товарном рынке. Несмотря на это, стандартная процедура антимонопольного расследования предполагает обязательное проведение исследования товарного рынка, которое занимает длительное время. Ведь необходимо провести опрос всех потребителей, направить соответствующие запросы поставщикам продукции комплектующих изделий. Как правило, только пробег почты занимает два месяца. В результате полностью процедуру по анализу исследования товарного рынка удается завершить в лучшем случае в течение трех месяцев. А при принятии решений по специфическим проблемам, возникающим в государственном оборонном заказе, оперативность имеет принципиальное значение. Поэтому для нас в ряде случаев достаточно формальных оснований для того, чтобы включить хозяйствующий субъект в перечень занимающих доминирующее положение. Если он определен главным конструктором как единственный поставщик, его замена требует очень длительного времени, дорогостоящих испытаний, поэтому фактически этого никогда не происходит.
Этого признака достаточно для того, чтобы считать такого субъекта доминирующим на рынке. Или если он включен в реестр единственных поставщиков, то мы можем применять к нему запреты, установленные статьей 10 Закона "О защите конкуренции", то есть о злоупотреблении доминирующим положением.
Закон уже действует больше трех месяцев. За это время что-то изменилось?
Максим Овчинников: Хозяйствующие субъекты начали нам присылать информацию о фактах завышения цен. Это не считается жалобами. Просто раньше таких обращений не было. Никто не хочет ссориться с монополистом. Более того, сфера гособоронзаказа является очень специфичной, и активность хозяйствующих субъектов по предоставлению антимонопольным органам информации о фактах нарушений очень низкая. Субъекты это делают только в крайних случаях. Если они могут договориться, они предпочитают не подключать ни антимонопольные органы, ни какие-либо иные органы, которые контролируют данную сферу взаимоотношений. Все это в конечном итоге приводит к существенному росту цен. Разумеется, сейчас мы стали получать больше информации, и будем прикладывать все силы для того, чтобы подключать территориальные органы к этой работе и оперативно принимать решение о нарушении, либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. На май уже набралось около десятка писем от головных исполнителей с информацией о завышении цен комплектаторами. В настоящее время служба проводит детальный анализ этих данных. Время от времени в территориальные органы и в центральный аппарат поступают и жалобы, но их не так много. ФАС разработала форму предоставления информации и в ближайшее время она будет согласована с минюстом и размещена на нашем сайте. Она содержит тот перечень информации, который головной исполнитель должен предоставлять в антимонопольный орган. А именно: всю информацию о конкретном изделии, на которое была повышена цена сверх цены, рассчитанной с индексом дефлятора, информацию об аналогах этой продукции, возможности ее замены на иные изделия, а также о вытекающих последствиях такой замены, например, о необходимости проведения испытаний или каких-либо согласований с заказчиком головного изделия, а также информацию о технических характеристиках продукции.
По вашему мнению, будут ли в принятый закон внесены какие-то поправки в ближайшее время?
Максим Овчинников: Думаю, что мы пока наработаем практику в ближайший год, создадим все необходимые кооперационные связи с Рособоронзаказом, и дальше будем двигаться вперед. Если мы увидим, что какие-то нормы нуждаются в дополнении, тогда и будем искать институциональные пути развития этой сферы регулирования.
Кто контролирует ценообразование головных изделий?
Максим Овчинников: У нас разделена ответственность. Ценообразование головных изделий контролирует Рособоронзаказ и Федеральная служба по тарифам, но только в том случае, если речь идет о единственных поставщиках. Процедурные вопросы о размещении ГОЗ контролирует также Рособоронзаказ. Мы контролируем всю кооперацию, всех поставщиков, которые находятся ниже головных исполнителей. Вся кооперационная "юбка" лежит в основе нашей компетенции, ни ФСТ, ни Рособоронзаказ в соответствии с действующим законодательством кооперацию проверять не могут.
Сформирована ли методика определения высокой монопольной цены?
Максим Овчинников: Монопольно высокой признается та цена, которая превышает сумму затрат на производство товара, а также прибыли, необходимой для производства товара. Норма прибыли на каждом рынке всегда разная. В зависимости от конъюнктуры, периода, сезона и т.п. В одном случае 10% плюс - это большая рентабельность, в другом - 30, 40, 50, даже 100% не являются признаком монопольно высокой цены. У нас возникла необходимость сформировать критерии, которые указывали бы самим хозяйствующим субъектам и нашим сотрудникам о наличии, либо отсутствии факта установления монопольно высокой цены на товары. Мы определяем некую "тихую гавань" для субъектов и даем руководство, которое позволит им понимать, в какой области они находятся вне зоны риска преследования со стороны антимонопольного органа по монопольно высокой цене. Существуют индикаторы, публикуемые мировыми аналитическими изданиями, либо биржевые индикаторы, которые можно использовать для того, чтобы определить уровень стоимости товара, ниже которого цена признается справедливой или экономически обоснованной. Например, на Лондонской бирже металлов формируется около пяти индикаторов на цветные металлы, а также сплавы на основе цветных металлов, которые можно принимать за базу цены на товар в конкретный момент времени и сопоставлять ее с ценой, которая сложилась на внутреннем рынке РФ. В ряде случаев компаниям выдавались предписания с ориентациями на эти индикаторы. Компании в России не могут устанавливать цену, к примеру, на алюминий для внутренних потребителей выше, чем та цена, которая сложилась в условиях более развитой конкуренции на Лондонской бирже металлов. В том случае, если они устанавливают цену выше этого уровня, то такая цена может быть признана монопольно высокой. Если цены установлены в пределах этого коридора, то тогда эти цены будут автоматически признаваться экономически обоснованными. Аналогичные подходы существуют для рынка угля, железорудного сырья, рынка некоторых видов металлопроката, нефтепродуктов.
Другой метод, который мы применяем, в случае если отсутствуют репрезентативные индикаторы и нет информации о мировых ценах - это метод экспортной альтернативы. Он применим только для тех компаний, которые являются экспортно-ориентированными. В случае если компании поставляют 60-80% на экспортный рынок, то мы распространяем ее экспортную цену на внутренний рынок. Это делается для того, чтобы российские потребители были поставлены в равные конкурентные условия с иностранными. В том случае, если рынок является сбалансированным, то есть практически весь товар, производимый в РФ, поставляется на внутренний рынок, извне ничего не завозится, то мы применяем метод сопоставимого рынка. То есть цена, которая сложилась на мировом рынке, впрямую берется в качестве индикатора для внутреннего рынка.
У ФАС недавно открылся учебный центр в Казани. Будете ли приглашать кого-то на обучение по новому закону о ГОЗ?
Максим Овчинников: Да, мы планируем обучать не только наших сотрудников, но и сотрудников других органов государственной власти, являющихся заказчиками по гособоронзаказу. Прежде всего это силовые структуры: минобороны, ФСО, ФСБ, МВД, МЧС. Если захотят по нашим программам обучаться представители бизнеса, то мы с радостью прочитаем им лекции.