"Это прискорбный шаг, который обнажает двойные стандарты в политике наших европейских партнеров, - заявил во вторник на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС замминистра иностранных дел России Сергей Рябков. - Нельзя призывать стороны к прекращению кровопролития и одновременно накачивать Сирию оружием".
Заседание Совета ЕС по безопасности на уровне руководителей МИД продолжалось целых четырнадцать часов. Главный вопрос, по которому даже ближайшие союзники никак не могли договориться - продлевать или нет эмбарго поставки вооружений сирийским оппозиционером. Срок его действия истекает в эту пятницу. Только поздним вечером глава Форин офис Уильям Хейг объявил: решение снять запрет все-таки принято. Впрочем, британский министр оговорился, что переброска оружия в Сирию не начнется немедленно, к тому же получать его будут только "демократически настроенные" и "умеренные повстанцы", не запятнавшие себя связями с "Аль-Каидой" и другими экстремистскими группировками. Но вот по каким критериям "умеренных" будут отделять от радикалов? Вряд ли кто-то сейчас в ЕС может адекватно ответить на этот вопрос.
На Смоленской площади уверены: стремление вооружить сирийских боевиков только "подливает масло в огонь", в то время как фактор поставок российских комплексов С-300 Дамаску как раз "сдерживает некоторые горячие головы". Сергей Рябков напомнил, что Россия поставляет исключительно оборонительные системы по давно подписанному контракту законным властям Сирии - в полном соответствии с международными договоренностями. А если бы им следовал и ЕС, то никогда бы не принял вчерашнее решение.
Впрочем, хоронить идею "Женевы-2" пока рано. "Нужно договориться о концепции и определить переговорщиков со стороны правительства и оппозиции. Сирийское руководство имеет твердую решимость отправить на переговоры делегацию, наделенную всеми полномочиями. Мы получаем сигналы из Дамаска, что это именно так. При этом наши партнеры из США и ЕС не могут обеспечить достаточно авторитетный уровень представительства оппозиционных сил, которые очень разрознены. И это главное препятствие", - пояснил замминистра.
Прокомментировал он и другие сюжеты российско-американской повестки, например, бурно обсуждавшийся обмен посланиями между президентами России и США Владимиром Путиным и Бараком Обамой. В МИД уточнили, что никакой сенсации тут нет, это устоявшийся формат общения лидеров двух стран. "Переписка на высшем уровне - обобщение того, что руководители обсуждают при личных контактах", - подчеркнул Сергей Рябков.
Одной из ключевых тем, по которой Москва и Вашингтон не могут сблизить позиции, остается американская ПРО. "Мы досконально знаем подход американских партнеров и предельно подробно излагаем собственный. И пока мы не видим с их стороны понимания обоснованности наших требований", - добавил Рябков. По его словам, Россия настаивает на принятии юридически обязывающего документа, который гарантировал бы ненаправленность американских противоракетных программ против российских ядерных сил. В этом документе должны быть подробно прописаны технические параметры и критерии. "По этому аспекту по-прежнему договориться не можем", - признают в МИД.
Между тем
"Решение ЕС отменить эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции или посещение разных приграничных районов, я имею в виду посещение, которое было у сенатора Маккейна, никоим образом не способствуют подготовке международной конференции по сирийскому урегулированию, над которой сейчас сообща работают очень многие стороны, достаточно конструктивно работают", - заявил во вторник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Накануне американские СМИ сообщили, что сенатор-республиканец Джон Маккейн посетил территорию Сирии, которую контролирует вооруженная оппозиция, и встретился там с главой генштаба "Свободной сирийской армии" Салимом Идрисом.