28.05.2013 08:40
    Поделиться

    "РГ" выяснила, почему на Белгородчине в отрасль биоэнергии не идут инвестиции

    Инвесторы ждут специальных тарифов на возобновляемую энергию
    Отсутствие необходимой инфраструктуры и законодательного регулирования для производства альтернативной энергии является главным барьером на пути инвестиций в отрасль. В этом уверены немецкие бизнесмены и чиновники, которые в рамках российско-германского форума "Петербургский диалог" посетили Белгородскую область.

    Здесь уже запущены пилотные проекты переработки отходов животноводства в биогаз и электроэнергию. В ходе дискуссий выяснилось: те же проблемы волнуют и российских участников рынка, поскольку работать вне четкого правового поля с новыми технологиями очень сложно.

    Руководитель рабочей группы форума, зампредседателя правления одной из крупнейших отечественных энергокомпаний Валерий Голубев отметил, что разговор об альтернативной энергетике неслучаен. Отрасль только начинает развиваться, поэтому и властям, и бизнесу важно услышать друг друга и зарубежных партнеров, которые готовы работать на отечественном рынке.

    - Поддержка отрасли имеет для России первостепенное значение, - подчеркнул Валерий Голубев.

    Напомним, что в 2012 году было утверждено распоряжение правительства РФ, в котором власти прописали Комплекс мер стимулирования производства электроэнергии на основе возобновляемых источников. Он включает в себя ряд пунктов, в том числе утверждение зеленого тарифа. Однако, по словам экспертов, уже сейчас ясно, что выполнить все мероприятия вовремя не получится. Это отражается и на сотрудничестве с инвесторами.

    Белгородская область в этом смысле - показательный пример. Строительство предприятий альтернативной энергетики здесь начали несколько лет назад, установив ветрогенераторы и солнечные батареи. Однако в регионе, производящем значительную часть российского объема мяса птицы и свинины, остро встала проблема утилизации отходов животноводства и перерабатывающей промышленности. Поэтому и было решено опробовать биогазовые станции, где отходы превращаются в газ, электроэнергию и удобрения. Пока таких всего две - "Байцуры" и "Лучки". Во втором квартале 2013 года, по планам, могло бы начаться строительство минимум семи станций суммарной мощностью 15 мегаватт, однако инвесторы пока не приступили ни к одному проекту.

    В то же время заместитель гендиректора института альтернативной энергетики по инновационным проектам Роман Кудинов отметил, что пилотные проекты уже можно назвать успешными. Количества электроэнергии, которую вырабатывает БГС "Лучки", хватает, чтобы обеспечить население Прохоровского района, а если брать в расчет биогаз, станция может весь год закрывать потребности крупного мясоперерабатывающего завода и нескольких свиноводческих комплексов.

    В регионе могло бы начаться строительство семи станций, но инвесторы пока не приступили ни к одному проекту

    Руководитель БГС "Байцуры" Анна Рыжова говорит о том, что важно грамотно выбрать место для такого предприятия:

    - При строительстве биогазовых станций необходимо предусмотреть затраты, связанные с сырьем, - отмечает она. - Из-за логистики они порой могут быть существенными. Перед нами в свое время встала такая проблема, но мы ее решили, когда перешли на переработку свекловичного жома. Местный сахарный завод отдает нам его столько, сколько нужно.

    Власти региона приняли решение продолжить строительство биогазовых станций в регионе. Программой развития отрасли предусмотрено, что их будет не менее сотни - разной мощности, ориентированных на различное сырье и потребителей. Инвестиции должны превысить 60 миллиардов рублей.

    - Уже известно, что два объекта будут построены в Грайворонском районе - в селах Масычево и Мокрая Орловка, станции также появятся в Яковлевском, Белгородском и Шебекинском районах, - отмечает Роман Кудинов. - По некоторым уже готова проектная документация и подписаны соглашения с готовыми вкладывать в развитие отрасли немецкими компаниями. Кстати, они успешно применяют опыт очистки биогаза до такой степени, что потом он используется для заправки транспорта. Это актуально и для нас. В Белгородской области уже приобретено 105 автобусов, работающих на метане, и теперь мы рассматриваем возможность строительства биогазовых установок, которые бы вырабатывали именно такое топливо.

    К слову, немецким инвесторам российский рынок интересен так же, как россиянам - западные ноу-хау. Правда, по словам Анны Рыжовой, когда биогазовая станция запускалась, российским специалистам стали видны все подводные камни в работе по немецким технологиям. Пришлось адаптировать их и перестраиваться самим.

    Роман Кудинов добавляет, что поучиться у западных коллег в любом случае стоило. Биогазовая станция "Лучки" обошлась в 550 миллионов рублей. Однако теперь российским инвесторам понятно, как можно снизить затраты без ущерба качеству.

    - Просто тогда возводили первый такой объект, и по контракту с немецкими партнерами мы были вынуждены приобрести технологию "под ключ". То есть они сделали все - от разработки проекта до последнего вбитого гвоздя, - рассказывает Роман Кудинов. - Теперь диалог с зарубежными инвесторами мы так и выстраиваем: для новых станций будет привезено исключительно оборудование. Это позволит сделать затраты ниже процентов на тридцать.

    Кстати, белгородский губернатор Евгений Савченко еще в начале года предложил выстраивать в регионе энергокластеры, подобные немецким. Их центрами должны стать биогазовые установки, рядом разместятся предприятия-поставщики сырья, а также объекты, которые будут потреблять электроэнергию или газ.

    Роман Кудинов отмечает, что первый такой кластер появится в Шебекинском районе. Причем вполне возможно, что потребителями продуктов станции станут не только промпредприятия, но и объекты социальной инфраструктуры.

    Анна Рыжова подчеркивает, что при строительстве станций важно продумать все до мелочей, вплоть до рынка сбыта удобрений, которые уже стали считать "побочным" продуктом установок.

    Немецкие партнеры с россиянами соглашаются. Впрочем, этого согласия для развития отрасли мало. Участники разговора обозначили несколько барьеров на пути к развитию альтернативной энергетики в России, в том числе и за счет западных инвестиций.

    Так называемый зеленый тариф обычно несколько выше, чем среднерыночный, но именно это стимулирует инвесторов

    - Есть сразу несколько факторов, - говорит Роман Кудинов. - Медленные темпы развития альтернативной энергетики обусловлены низким уровнем инфраструктуры и недостаточной нормативной базой. Но самое важное - это так называемый зеленый тариф. Обычно он несколько выше, чем среднерыночный, но именно это и стимулирует инвесторов. Однако пока в России нет даже методики его утверждения. Она разрабатывается и должна быть представлена до 1 июля. Этого момента и ждут бизнесмены. Ведь тогда им станет понятно, насколько быстрым будет возврат инвестиций.

    Однако, сами немецкие партнеры говорят еще и об инфраструктуре, в частности, транспортной. Исполнительный директор Восточного комитета германской экономики Райнер Линднер отметил, что Белгород нужно связать с Германией авиарейсом.

    - Статус нашего аэропорта позволяет это сделать, - уверен Евгений Савченко. - В настоящее время выполняются рейсы и в Турцию, и в Испанию, и в Таиланд, и в Египет, но, в основном, чартерные. Что касается регулярного рейса, то предстоит пройти сложную разрешительную процедуру в Министерстве транспорта РФ. Мы в этом крайне заинтересованы и в бюджете заложили некоторые средства, чтобы дотировать такие рейсы в первоначальный период. А летать в Германию, думаю, у нас будет много желающих.

    Кроме того, потенциальных инвесторов волнует и необходимость господдержки отрасли на начальном этапе. Пока преференции есть только на региональном уровне - это льготы по налогу на имущество и прибыль, а также субсидирование процентных ставок по кредитам.

    Но для желающих инвестировать в отрасль нужна целая система господдержки: это доступные кредиты, стимулы для переработки отходов и использования "зеленой" энергии и удобрений. Ведь уже сейчас понятно, что получать сверхприбыли на этом рынке не получится.

    - Все зависит от зеленого тарифа, - объясняет Роман Кудинов. - Он сможет компенсировать капитальные и эксплуатационные затраты, а также оставлять какую-то дельту на развитие. Прибыль же будет небольшой - так сказать, честно заработанные деньги.

    Поделиться