Чиновники региона давно бьют тревогу: кадровый голод испытывают многие работодатели, особенно на селе. Профессия комбайнера или доярки вызывает у молодежи только усмешку, да и сама перспектива провести жизнь в деревне прельщает немногих. Ситуацию усугубляет то, что село всегда было самым проблемным сектором экономики. И естественно, доходные производства с более высоким уровнем зарплаты забирают лучшие кадры. При этом даже те, кто горит желанием работать в селе, не всегда идут нарасхват у работодателя, поскольку не способны сразу качественно выполнять профессиональные обязанности.
В Липецкой области пришли к выводу, что все эти противоречия можно устранить с помощью образовательных кластеров. Управления сельского хозяйства и образования и науки запустили совместный проект формирования такого объединения.
- Сегодня в села приходят новые техника и технологии, а работать на них некому, - говорит начальник регионального управления сельского хозяйства Олег Долгих. - Люди уезжают из села. А большинство из тех, кто остался, знания получали еще в 70-80-е годы прошлого столетия. И новой техники они попросту боятся.
Главная цель создания кластера - подготовить для агропромышленного комплекса как раз таких специалистов, которых не испугают ни современные машины, ни актуальные технологии.
Конечно, эта идея не нова и соответствующая практика уже есть в некоторых регионах. Более того, в той же Липецкой области три года назад занятия для учащихся стали проводить представители одной из зарубежных компаний - лидера в производстве сельхозтехники. Теперь к ним добавятся компании, работающие в секторе производства семян и выведения новых сортов. Да и масштаб на этот раз намного серьезнее.
Как отметили в администрации Липецкой области, в кластер войдут Елецкий госуниверситет, колледжи и профтехучилища, занимающиеся подготовкой специалистов-аграриев, а также базовые хозяйства. Предполагается, что учебные курсы будут вести не только ведущие отечественные специалисты, но и зарубежные. Те, кто не сможет приехать лично, проведут лекции через Интернет.
Как полагают эксперты, компаниям, объединенным в кластер, легче лоббировать свои интересы перед вузами, региональными и федеральными властями, формировать запрос на образовательную программу университета и добиваться улучшения инфраструктуры территорий.
Неслучайно создание аграрного образовательного кластера обсуждалась и в ходе недавнего съезда муниципальных образований Липецкой области. По мнению главы Тербунского района Сергея Иванова, это позволит решить так называемую проблему сохранения русской деревни, остановив поток молодежи в города.
По его словам, некий аналог кластера в районе уже был создан на базе молочного комплекса. Проект получил название "Инновационная школа действий". Только в 2011-2012 году здесь провели 11 недельных курсов и семинаров. В "Школе действий" практические навыки молочного животноводства получали представители самых разных регионов страны и ближнего зарубежья.
- В рамках этого проекта студенты профильных и непрофильных учебных заведений посещали комплекс, изучали технологии, - рассказал Сергей Иванов. - У многих, кто здесь побывал, возникло желание посвятить себя селу. К тому же учащиеся понимают, что будут востребованы там, где родились и живут.
При этом обозначились и проблемы, в частности, строительства жилья в сельской местности и обеспечения транспортной доступности поселений. Решить их силами муниципалитета невозможно.
- Кроме того, необходимо разработать комплекс мер поддержки тех предприятий, которые активно участвуют и предоставляют свои базы для обучения и практики студентов, - отметил глава района.
Еще одним способом решения проблемы подготовки нужных специалистов должен стать проект управления образования и науки с условным названием "Биржа выпускников".
- Работодатель делает конкретный заказ (например, ему нужен механизатор) и платит учебному заведению за специалиста определенную сумму (как правило, 30-50 тысяч рублей), - поясняет начальник отдела профобразования и науки управления Сергей Малько. - Заключается трехстороннее соглашение между образовательным учреждением, работодателем и потенциальным работником. После обучения выпускник обязан устроиться именно у заказчика. И если в дальнейшем у него возникнут проблемы с квалификацией, образовательное учреждение за свой счет должно его доучивать или переучивать. Проект уже реализуют в Чаплыгинском аграрном колледже.
По словам Сергея Малько, это пока едва проторенная дорожка, но первые результаты уже есть.