По состоянию на 1 января 2013 года Пермский край являлся акционером в 25 хозяйственных обществах, в восьми из которых контрольный пакет акций составляет более 50 процентов. Общая стоимость долей - 2069,4 миллиона рублей. Плюсом к этой сумме поступят бюджетные инвестиции в сумме 1420,2 миллиона рублей. Процедура увеличения уставных капиталов АО которых будет зарегистрирована в 2013 году.
С 2011 по 2012 годы доходы краевого бюджета от деятельности предприятий не увеличивались. Более того, по данным аудитора КСП, государственного советника второго класса Галины Мышкиной, уровень поступлений в краевой бюджет дивидендов от части прибыли сокращается. За несколько лет поступления уменьшились в 2,9 раза: с 31,5 миллиона рублей в 2009 году от семи обществ (из девяти, получивших прибыль) до 10,8 миллиона рублей в 2012 году от трех обществ (из пяти, получивших прибыль).
Согласно выводу специалистов КСП, уполномоченные органы, призванные обеспечивать эффективность работы АО, не принимали мер для предупреждения их несостоятельности. В большинстве случаев в профильных министерствах не вырабатывалась экономическая стратегия обществ, не проводился анализ положения в отрасли. В итоге в 2011 году убыточной признана деятельность четырех из восьми действующих АО со 100-процентным участием края, а по итогам первого полугодия 2012 года с убытком сработали еще пять обществ.
- В краевой бюджет не поступило 2908 тысячи руб-лей от ОАО "АСИ", - говорит Галина Мышкина. - Край фактически не получил реальный доход в размере 1098,09 тысячи руб-лей от ОАО "ПЦРП", поскольку вклад края в уставный капитал ОАО "ПЦРП" был произведен в форме инвестиций, но оформлен как приобретение акций.
При существенных инвестициях края в акционерные общества (в 2011 году сумма составила 781,3 миллиона) почти во всех АО наблюдается снижение расчетной цены пакетов акций. А по состоянию на 1 июля 2012 года два пакета акций - ОАО "ПЦРП" и ОАО "Пермские сельские леса" - вообще являются неликвидными. В связи с этим профильный комитет ЗС по экономическому развитию и налогам рекомендовал правительству края принять меры к уменьшению уставных капиталов этих обществ.
Особая история в галерее неуспешных проектов с краевым финансированием - деятельность ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края" (АСИ). По свидетельству Галины Мышкиной, ожидаемый эффект от вложенного капитала не достигнут. Что кроется за этой формулировкой?
Напомним, в начале 2011 года в Прикамье создан ЗПИФ "Кама Фонд Первый", целью которого являлось финансирование инфраструктуры венчурного инвестирования проектов Пермского края. На первом этапе в ОАО "АСИ" для приобретения акций ЗПИФ "Кама Фонд Первый" и финансирования инфраструктуры венчурного инвестирования проектов на территории края перечислено из краевого бюджета 249,9 миллиона рублей и еще 32,6 миллиона - на финансирование мероприятий, способствующих привлечению инвестиций в экономику региона.
Предполагалось, что Фонд будет работать в сотрудничестве с компанией РОСНАНО и немецкой инвестиционной компанией Nanostart AG, сумма финансовых вкладов которых составляла бы 750 и 500 миллионов рублей соответственно. Из этих денег должны были быть профинансированы перспективные нанотехнологические проекты и простимулировано распространение высокотехнологичной продукции края в других регионах России и за рубежом.
Несмотря на объявленную перспективу работы - 10 лет, решением Совета директоров РОСНАНО проект был закрыт в октябре 2012 года. Между тем уже после закрытия проекта, в декабре 2012-го, Пермский край вложил туда (к этому моменту общество стало называться ОАО "АСИ") еще 500 миллионов рублей.
Таким образом, сегодня в неведомых никому недрах АСИ находится 750 миллионов рублей, которые могли бы быть использованы в расходной части краевого бюджета. И это не считая 100 миллионов, которые были помимо основной суммы потрачены на поиски инвесторов.
"Минпромом Пермского края не рассматривались и не утверждались показатели экономической эффективности деятельности ОАО "АСИ" на 2011 и 2012 годы, - написано в отчете КСП. - То есть не были определены принципиальные установки и намерения акционера в осуществляемой деятельности общества, в распределении его доходов и расходов. Указанное планирование не отвечает требованиям соблюдения интересов Пермского края и не относится к рациональным управленческим решениям, экономически выгодным для общества и акционера".
Кроме того, в деятельности ОАО "АСИ" было выявлено множество других нарушений.
Депутаты рекомендовали правительству либо нормативно урегулировать механизмы поддержки инвестпроектов края, либо рассмотреть целесообразность владения Пермским краем акциями ОАО "АСИ".