Вероника Витальевна, с мая в Новгородской области работает правительство, а не администрация. Что изменилось?
Вероника Минина: Главное отличие правительства Новгородской области - в коллегиальности принятия решений, в то время как в администрации руководство осуществлялось на принципах единоначалия. Поясню: если раньше я как вице-губернатор имела право принимать решения по вопросам развития области в кабинете (конечно, после обсуждения, но в узком кругу - с представителями профильных комитетов), то теперь любое предложение подлежит публичному анализу, в ходе которого учитывается мнение всех членов правительства.
На днях мы провели первое заседание, на повестке дня был июньский бюджет. Каждое слово - под камеры журналистов. Именно в открытости, публичности работы и состоит главный принцип созданного правительства - чтобы всем новгородцам было понятно, что делают областные власти и почему принимаются те или иные решения. Это правильно. Надеемся, что такая форма приживется и даст результат.
Как в регионе реализуются "майские" указы президента, например в части повышения зарплат?
Вероника Минина: Старт для решения этой задачи в Новгородской области уже был дан: мы повышали оклады бюджетникам в 2010 и 2011 годах. В результате, зарплату учителей подняли до средней в экономике (примерно 21 тысяча рублей). Врачи сейчас тоже получают неплохие деньги - в среднем по области 30 тысяч рублей. Самое большое отставание - у работников детсадов, им необходимо повысить зарплату с 15 до 21 тысячи. Для Новгородской области это серьезные расходы. Общий дефицит средств на повышение зарплат составляет 218,7 миллиона рублей. Но во втором полугодии недостающие средства должны быть перечислены из федерального бюджета. Таким образом, с задачей повышения зарплат бюджетникам мы справляемся.
Кстати, о детских садах. Насколько велика очередь в дошкольные учреждения и когда она исчезнет?
Вероника Минина: Очередь в детские сады в Новгородской области одна из самых маленьких в стране - 730 человек. По плану она должна быть полностью ликвидирована к 2016 году. Для этого необходимо построить девять новых детсадов и еще ряд - реконструировать. Только что мы получили приятную новость: федеральная казна выделяет нам на детсады 149,9 миллиона рублей.
Это много?
Вероника Минина: Нет, строительство одного детсада обходится в 100 миллионов рублей. А в общей сложности для решения вопроса области нужно почти два миллиарда. Мы ищем инвесторов, которые были бы готовы строить детские сады сегодня, с тем чтобы бюджет рассчитывался с ними поэтапно в течение нескольких лет. Этим предложением интересовались некоторые строительные компании из Петербурга, но на стадию заключения договора мы пока ни с кем не вышли.
Раз уж мы заговорили о строительстве и реконструкции, нельзя обойти вниманием расселение аварийного жилфонда...
Вероника Минина: Эта проблема особенно актуальна для таких районов, как, например, Боровичский, где еще с купеческих времен осталось немало старых больших домов - деревянных построек без водопровода и канализации. Мы подсчитали, что в аварийных домах сейчас живет 2735 человек, в общей сложности расселению подлежит 52,7 тысячи квадратных метров жилфонда. И справиться с этой задачей нам надо меньше чем за три года, в то время как за предыдущие пять лет (с 2008 по 2012 год) было расселено вдвое меньше.
А при строительстве новых домов вы почти наверняка столкнетесь с проблемой недобросовестных застройщиков. Не так уж редко случается, что тендер выигрывает демпингующая фирма-однодневка, которая или вовсе не выполняет обязательств, или строит так, что дом начинает разваливаться сразу после сдачи.
Вероника Минина: Уверена, что все зависит лично от руководителя района. Вся страна живет по 94-му федеральному закону, и это не значит, что везде все строится некачественно. Работать нужно. Видишь, что фирма-однодневка - решай вопрос через суд, включай в реестр недобросовестных поставщиков, применяй гарантийные обязательства, меры прокурорского реагирования, наконец. Механизмов в законодательстве для этого достаточно. А опускать руки: "Ах, я ничего не могу поделать, законы плохие" - категорически неправильно.
Еще одна важная тема - предоставление участков многодетным семьям. Все регионы здесь сталкиваются с одной и той же проблемой: если землю и удается найти, то она не оснащена коммунальными сетями. Как справляетесь с ситуацией вы?
Вероника Минина: По области предоставление участков многодетным идет очень хорошими темпами. В Великом Новгороде (здесь заявления подали 900 семей), как вы понимаете, найти землю было намного сложнее. Договорились о передаче трех массивов (два нашли ранее) из Новгородского района для городских семей. Места хорошие, но там нет инфраструктуры.
Тогда мы решили вынести вопрос на публичное обсуждение. Собрали всех претендующих на эти участки и предложили им проявить инициативу. Люди собрались в подобие кооперативов по массивам, выбрали кураторов. С этой инициативной группой мы теперь встречаемся ежемесячно - обсуждаем, в какой стадии находится оформление земель. После того как земельные участки пройдут кадастрирование и поделятся, мы готовы заняться прокладыванием коммуникаций. Но при условии, что люди будут понимать: им придется взять на себя дополнительные расходы по подведению сетей непосредственно к домам. Ведь, будем честными, половина семей встала в очередь лишь для того, чтобы продать участок сразу после получения. Зачем же мы поведем к массиву инфраструктуру, вводя бюджет в серьезные траты, если в конечном итоге в новом микрорайоне многодетных может вовсе не оказаться? Поэтому пока люди сами не возьмут на себя долю ответственности, о коммуникациях речи быть не может.
Кстати, в этом году мы увеличили региональный материнский капитал на третьего и последующих детей со 100 до 200 тысяч рублей. Но с условием - направлять эти деньги на жилье. Именно для того, чтобы мотивировать многодетные семьи строить дома на полученных участках.
С 30 мая по 2 июня в Петербурге пройдут Дни Новгородской области. В чем их главная цель, ведь не просто торговля местной продукцией?
Вероника Минина: Я считаю, что Дни Новгородской области ни в коем случае не должны сводиться к песням-пляскам и торговле картошкой - это ниша банальной оптовой ярмарки. Главная задача - привлечение инвестиций. Праздник праздником, но должна быть очень большая деловая часть.
Я в этом году была в командировке на Ставрополье, встретилась там с хозяином одного завода по производству стройматериалов. Человек - из Питера. Удивляюсь: "Почему к нам-то не пришли? Мы же ближе и условия у нас ничуть не хуже, чем в этом крае". "А мы не знали", - отвечает. Очень мне обидно стало: человек ехал за столько километров, в то время как буквально под боком у него была прекрасная Новгородская область с удачным расположением, дешевой "коммуналкой", большими трудовыми ресурсами и, что особенно важно, комфортным инвестиционным климатом.
Нынешние Дни - это еще одна возможность донести до потенциальных инвесторов: мы создадим хорошие рабочие условия для любого бизнеса, который готов перенести свое производство на территорию Новгородской области. Не декларативно, а по-настоящему.
Инвестиции в каких сферах особенно нужны Новгородской области?
Вероника Минина: Да во всех, будь то агропромышленный комплекс, строительство, финансы или что-то еще. Мы рады любому инвестору. Да, сейчас мы работаем с каждым проектом "в ручном режиме". Но в этом есть свои преимущества: потребности конкретного инвестора обсуждаются в индивидуальном порядке, а возникающие вопросы решаются оперативно.
У нас в базе сейчас 78 инвестпроектов. В самых разных отраслях. Например, на последнем инвестиционном совете мы рассматривали проект по строительству на Шимской трассе картофелехранилища с линией упаковки. Очень своевременная идея, ведь картошки в Новгородской области много, и она хорошая, но на прилавках проигрывает по внешнему виду вымытой и симпатично упакованной картошке из Египта или Израиля... Таких не очень крупных, но по-своему важных для региона проектов у нас довольно много.
По итогам последних трех лет Новгородская область вошла в четверку лучших регионов страны по привлечению инвестиций. Тем не менее надо понимать, что кризисные явления не за горами, и это признается на высшем уровне. Однако, что бы ни случилось, социальные обязательства надо выполнять, не рассчитывая исключительно на федеральную поддержку. Без наращивания собственного потенциала никак не обойтись.
Можно ли предположить, что когда-нибудь Новгородская область сможет жить совсем без помощи федерального бюджета?
Вероника Минина: Конечно. Вот смотрите, в область пришел "Белгранкорм", занимающийся производством мяса птицы, - и маленькие Крестцы сразу вышли в лидеры по доходам в регионе. Достаточно реализовать еще пару-тройку таких крупных инвестпроектов - и мы достигнем финансовой самостоятельности. При хорошем развитии событий - без перемен и потрясений - это вопрос ближайшего будущего.